Я вернулся: обзор Splinter Cell: Blacklist
За последние года (а конкретно с 2007-ого) мы наблюдаем одну и ту же картину: сначала разработчики выпускают сырую концепцию, но уже на следующий раз они делают выдающуюся игру (см. Assassin’s Creed 2,Far Cry3). То же самое хочется написать про Splinter Cell: Blacklist. Разработка предыдущей игры сериала, Splinter Cell: Conviction, была не из легких. Процесс её создания был достаточно долог. На выходе же получился очень неоднозначный продукт, в котором была выведена новая концепция игрового процесса, но при этом дальше концепции дело не заходило. И теперь, спустя три года, мы видим перед собой всё ту же игру, но идеи, которой доведены до ума, и вообще всё то, что должно было быть в 2010 году.
Американская жизнь
Понять, почему всё так происходит, очень легко. В наше время, такой жанр как stealth-action в его чистом виде умер (ситуацию может исправить только перезапуск Thief). Во всех случаях мы играем по сути дела в смеси экшена и стелса(из последних: Dishonored), которые предлагают исключительно базовые вещи, присущие жанру, такие как игра с шумом, прятки в тени и сокрытие тел (в некоторых играх бывает исключительно один из предложенных компонентов). Что касается самой серии Splinter cell, то в 2010 году она всё же оставила в себе выше перечисленные номинальные пожитки (за исключением укрывания тел), но отодвинула их строго на второй план.
Традиционная ‘смерть сверху’ никуда не делась
Сейчас можно написать откровенно, что новая часть удалась, и хоть она уже и не является так называемым ’чистым стелсом’, но по-прежнему дорожит основами своего геймплея.
Итак, что же представляет собой вторая часть ‘обновленного’ Splinter Cell? В первую очередь вам стоит знать, что это stealth-action старого образца. Обосновать это утверждение можно несколькими вещами: во-первых здесь появилась возможность импровизации (Thief, Metal Gear Solid, Hitman). Связанно это с тем, что уровни стали более открытыми и нелинейными. Теперь вам дозволено не только обходить врагов стороной, но и решить, с какой стороны лучше напасть. Справа? Слева? А может лучше сверху? Или же всё-таки снизу? Выбор только за вами. Плюс ко всему, если вы — любитель изучить окружающую местность, то вам может повезти, и вы случайно обнаружите скрытую вентиляционную шахту (за это дают дополнительные очки, как в Deus Ex: Human Revolution, но об этом чуть позже). Таких уровней много, но это не вся игра. Надо признать, что присутствуют некие ‘мостики’, где вы идёте по чётко заданной дороге, но таких случаев, поверьте, намного меньше, чем в предыдущих частях.
Если ранее вам нужно было бежать по прямым, как труба, декорациям, отгадывая задачки, заранее рассчитанные геймдизайнерами, то теперь вы можете сами решить кто вы: призрак, разбирающийся со всем, не поднимая шума, пантера, которая спокойно убивает своих врагов в темноте, или же просто грозный бык, предпочитающий выбивать двери и раздавать подзатыльники тем, кто хоть как то ему не по нраву.
Как и раньше нам нужно сидеть в тени и не шуметь. На этот раз в этом действительно есть смысл
Вторая причина называть данную игру стелсом старого образца состоит в другой, более важной вещи. Несмотря на то, что формально вы можете играть в Blacklist как в обычный экшен, прятки в тени и ползание на корточках являются главными составляющими, нежели бонусами для фанатов. Просто так поубивать всех из пистолета с глушителем уже не выйдет (чем грешила прошлая часть серии), необходимо думать, комбинировать способности героя, пользоваться гаджетами и системой Mark and Execute(после серии бесшумных или метких, например в голову, убийств заполняется специальная шкала. Когда она заполнится, появится возможность отметить нескольких врагов, после чего нажатием одной кнопки убить их всех за доли секунды).
Враги, к сожалению, глупы, как и ранее. И даже уровень сложности ‘ветеран’ не меняет ситуацию
У героя по-прежнему есть специальные гаджеты, позволяющие облегчить жизнь. Их нужно покупать за деньги, зарабатываемые за итоговый рейтинг пройденной миссии. Очки рейтинга дают за совершение различных действий, таких как разведка, бесшумные убийства или же выстрелы в голову и оглушение противников. Сам же арсенал гаджетов довольно обширный. Есть камеры-липучки, с помощью которых можно отвлекать врагов и выпускать усыпляющий газ. Также в наличии и шумовые липучки, имеющие тот же эффект, что и у предыдущего гаджета, за исключением усыпляющего газа. Присутствует даже летающий дрон, позволяющий разведать обстановку на местности, пока Сэм находится где-то в дали от глаз врагов. Не обходится дело и без ассортимента гранат (газовые, слезоточивые, осколочные, шумовые), оружия (пистолеты, автоматы, есть даже арбалет), а также улучшений для прибора ночного видения (можно добавить возможность видеть сквозь стены, правда на небольшое расстояние). Присутствуют и усовершенствования, костюма героя. Так, можно купить прокачанные ботинки, позволяющие тише бежать или перчатки, улучшающие обращение с оружием (быстрая перезарядка, более быстрый хват из кобуры).
Джек Бауэр 2.0
Вы, наверное, могли заметить, что мы до сих пор не уделили внимание сюжету. Причина в том, что его можно описать буквально двумя словами: параноидальный и скучный. Нам снова предлагают посмотреть на то, как Сэм Фишер спасает Америку от очередной группы террористов, угрожающих прервать Американцам удовольствие от поедания бургеров. Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что сценаристы игры, похоже, восприняли историю всерьёз. Поэтому теперь после каждой миссии мы возвращаемся на мобильную базу (самолёт), где можем поговорить с персонажами и (самое главное!) пообщаться с дочкой Сэма, Сарой, дабы узнать как у неё дела. Делать этого, откровенно говоря, не хочется, поскольку в диалогах нет ни драмы, ни какого-либо интереса как такового. Выглядит это примерно так, как если бы сценаристы фильма «Крепкий орешек» решили бы убрать на второй план юмор и харизму Джона Маклейна, и выставить напоказ отношение в семье героя. Добавьте к этому плохо написанные диалоги, и вы получите представление о содержании телефонных звонков Сэма и Сары.
Это ваша база. Здесь вы можете пообщаться с персоналом, позвонить дочке, усовершенствовать героя и…ах да, выбрать миссию
К слову о сюжете: в игре есть отдельные миссии, где вы можете отточить свои навыки. Они, слава богу, никак не относятся к основной истории, ко всему прочему их можно пройти в кооперативе. Выполнять их необязательно, но за прохождение можно получить дополнительные очки и деньги.
В игре остался паркур, перекочевавший из Splinter Cell: Conviction, благо, теперь в нем тоже появилась нужда
Если вернуться к игровому процессу, то важно отметить один момент, который автор статьи специально оставил на конец. Дело в том, что, как я уже писал, игру можно проходить разными стилями. Но проходить игру стелсом мало того что весело, так ещё и в разы удобнее. К сожалению, управление и координация героя в пространстве организованы не так хорошо, как хотелось бы. Сэм так и норовит не послушаться, и сделать то, что от него не требуется. Герой не отзывчиво реагирует на нажатие кнопок, более того, игра очень плохо отслеживает месторасположение игрока. А значит, будьте готовы к таким ситуациям, когда герой стоит в упор к противнику, находящемуся к нему спиной, при этом у вас отсутствует триггер бесшумного убийства. Соответственно враг оборачивается, и все ваши коварные планы идут коту под хвост.
***
Сводя концы с концами, можно констатировать факт:Splinter cell вернулся. Возможно, он не приносит таких же ощущений как самая первая часть, но уж точно можно утверждать, что если разработчики не отклонятся от назначенного курса, то, возможно, в будущем мы получим первоклассный проект.
Геймплей – 9.0/10
Графика – 8.0/10
Интерфейс и управление — 7.5/10
Звук и музыка — 9.0/10
Итого – 8.5/10
Вердикт: чудом помолодевший Сэм фишер снова в деле. Рекомендуется всем поклонникам жанра stealth-action.
Автор: vladiman7