Рецензия на Rise of the Tomb Raider
Где-то примерно два года назад Фил Спенсер, глава игрового подразделения Xbox, посмотрел на то, какие эксклюзивы намечаются у PlayStation и пришел к выводу, что противопоставить новому Uncharted’у студиям Microsoft, к сожалению, нечего.
Примерно так родилась идея заключить сделку о временной эксклюзивности Rise of the Tomb Raider с Crystal Dynamics. В итоге это привело к неудовлетворительным продажам игры на платформах семейства Xbox, несмотря на хорошие оценки со стороны критиков, в то время как сама идея конкуренции с Uncharted 4 провалилась в связи с фактом переноса последнего с осени 2015го на весну 2016го. Прошел год, а вместе с ним и оговоренное время эксклюзивности, — теперь в Rise of the Tomb Raider можно поиграть и на PS4. Стоит ли обратить внимание на задержавшиеся для многих на год приключения Лары Крофт? В этом мы и попытаемся разобраться.
Rise of the Tomb Raider пытается следовать классическому пути сиквелов – «более крутой графон, более интересный сюжет, тот же геймплей, что и раньше, только круче, такие же большие локации, как в предыдущей части, только теперь еще больше, и т.д.». Упрекать его за это нельзя – в то время как ребут Tomb Raider оказался весьма неплох, работать явно было над чем. Заявленный элемент выживания, например, быстро уходил на задний план спустя уже первые 3 часа, сюжет не сильно радовал интересными идеями или колоритными персонажами, а заявленных в названии гробниц, которые можно было бы расхитить, было не так и много.
RotTR и впрямь берется исправлять эти ошибки. Чтобы как-то обосновать «выживание» в игру введена механика крафта – из веток деревьев и перьев птиц Лара может собрать себе стрелы. Эти же стрелы можно наделить различными свойствами – если применить к ним подобранные в какой-нибудь из пещер грибы, те, при соприкосновении с чем-то твердым, выпустят ядовитое облако, парализующее рядом врагов. Комбинация из тряпки и масла будет источником огненных стрел, пользу которых, думаю, можно не описывать.
С помощью ресурсов (а их довольно много видов – винты, рога, кожа, ткань и т.д.) можно прокачивать свойства оружия, а также размер сумок патрон и других ресурсов – поэтому предстоит как следует поохотиться. При этом процесс охоты в каком-то смысле может оказаться потяжелее схваток с противниками – в то время как звери не отстреливаются, они отлично делают ноги. Попасть по зайцу из лука – еще та задача. Немного полегче с этим становится только с того момента, когда Лара наконец-то получает автомат.
Первые часов 6-7 элементы выживания работают просто на отлично, но к моменту, когда вы прокачаете полностью одно из древ навыков или же соберете 3-4 разных типов оружия, совершать убийства становится невероятно легко, а патроны начинают попадаться на каждом углу, так что единственной пользой от сбора ресурсов становится прокачка оружия. Последняя, в тоже время, выглядит весьма сомнительным занятием, если вы взялись проходить игру на среднем – противники легко убиваются посредством стэлса или же обычными хэдшотами. Так что, если вы хотите испытывать какую-то сложность – рекомендую сразу выставить ее повыше.
Что касается сюжета, то с ним все плохо. Очень, очень плохо… По крайней мере, если мы говорим о катсценах. Местные злодеи – слишком плоские и за ними неинтересно следить (а на них сделан порядочный акцент), взаимоотношения Лары и ее почившего отца не имеет никакой глубины, а за союзниками почти не чувствуешь никакой индивидуальности (да, все еще хуже, чем в предыдущей части). Тот же Иона сведен до «Лара, я поклялся тебя защитить» — ни о личных интересах, ни о том, чем еще живет и дышит персонаж нам не рассказывают. На фоне последней части Uncharted на потуги RoTR в направлении истории довольно больно смотреть.
Впрочем, впрочем, впрочем… Как и в ребуте, в RotTR предстоит собирать артефакты, более подробно проливающие свет на сюжет. И тут уже можно признать, что вся историческая подноготная выполнена весьма неплохо. Следить за некоторыми линиями повествования, о которых упоминается в свитках, довольно интересно.
Зато с головоломками в гробницах (и с их количеством), как и в целом с платформингом и исследованием локаций все стало значительно лучше. Каждая из гробниц непохожа на другую – как своими декорациями (затопленные окрашенной кровью водой бани или же вмерзший в лед корабль), так и типом загадки (где-то фокус на сделан на карабканье и акробатике, где-то на быстроте перемещения, где-то на умении пользоваться стрелами с веревкой). Сами головоломки в них не назовешь прям зубодробительными, но в некоторых случаях можно подвиснуть с решением минут на 5 или 10 – новый навык для Лары, получаемый по завершению гробницы, в таких случаях выступает крайне приятной наградой за проявленную в итоге сообразительность.
Карты же локаций (среди них и лес, и пещеры, и советская база, и деревенька поселенцев) в RoTR значительно прибавили в разнообразных целях (тайники, локальные задания, монументы, документы, фрески, сокровища…). Кто-то может сказать, что Crystal Dynamics уподобились в этом плане Ubisoft с их open-world играми, но т.к. локации в новой части Tomb Raider не настолько огромны, сказать о том, что игра съедает огромное количество времени, пока ты перемещаешься от метки к метке нельзя. Зачищая очередной уровень, ты понимаешь, что делаешь это просто потому, что лазать повсюду в этой игре весело.
А вот местная боевка не так уж и хороша. Если к стелс составляющей особых замечаний нет, то вот сама стрельба… За оружием плохо чувствуется вес или отдача, а преимущество использования дробовика вместо пистолета, в тех или иных ситуациях, не ощущаешь, пока не задерешь как следует уровень сложности. После замечательных вертикальных арен и интересного арсенала огнестрела Uncharted 4, перестрелки в RoTR впечатляют слабо.
В итоге, Rise of the Tomb Raider определенно можно рекомендовать всем, кто любит игры про охотников за сокровищами (при условии, что вы, конечно, ранее еще не добрались до нее на ПК или консолях Xbox). Несмотря на ощутимые огрехи, играть в нее все равно весело, да и включенный в игру набор всех вышедших DLC является приятным бонусом. Главное — учтя свои предпочтения и указанные недостатки, определиться с тем, приобрести ли игру за полную цену или же подождать на распродаже.
Оценка 8/10