Рецензия на Tales of Symphonia Chronicles
В Японии всегда любили jrpg. Популярность жанра, выраженная в успехе, который снискали Final Fantasy и Dragon Quest, подтолкнула и другие японские компании к тому, чтобы создать свои собственные jrpg-сериалы. Так, например, у Capcom появилась линейка игр Breath of Fire, а у Namco серия Tales of.
Если задать заядлым фанатам Final Fantasy вопрос: «Так какую же из вышедших на данный момент частей вы считаете лучшей?», то наиболее распространенным ответом будут 6ая или 7ая. Если же спросить о том же фанатов Tales of, то в первую очередь они назовут Tales of Symphonia. Да, та самая Tales of Symphonia, которая входит в недавно вышедший на PS3 сборник Tales of Symphonia Chronicles.
Если же учесть, что на английском ToS выходила только в версии для Gamecube, а на PS2 в нее удалось поиграть лишь тем, кто знал японский, подобный сборник стал хорошим подарком со стороны Namco Bandai многим ценителям jrpg.
Прежде чем разбираться с тем, действительно ли Symphonia является лучшей частью серии, стоит выделить то, чем франшиза Tales of отличается от хотя бы той же Final Fantasy. В то время как в обоих случаях при смене последнего слова или цифры в заголовке меняется вселенная, в которой происходит действие, перемены в Сказаниях зачастую оказываются менее радикальными, чем в Фантазиях. Дело в том, что вся серия Tales of представляется этаким конструктором Лего – при создании каждой новой части разработчики используют некоторый общий, не сильно обновляемый инструментарий. И речь не о таких деталях, как чокобо или персонаж по имени Сид, которые присутствуют в каждой FF.
Tales of строится на основе определенных заготовок, которые применяются как в сюжете, так и в гейм-дизайне. То есть, если говорить о сценарии истории, то в нем практически постоянно встречаются: предательство одного из персонажей партии главного героя; выстрел из мега-крутой пушки, с целью пробить барьер, окружающий последнее или предпоследнее подземелье; наличие двух миров/планет, которые предстоит посетить во время приключений; обязательная лоли (которая, зачастую, еще и сражается с помощью ожившей куклы) и т.д.. А уж в том, что по ходу путешествия герои обязательно побывают в густом лесу или зимнем городе, сомневаться вообще не приходится. И в то время как на подобных приемах строятся и многие другие jrpg, простить Tales of подобную реитерацию идей не всегда бывает просто, ведь те же здешние зимние города не отличаются друг от друга так же, как деревня Шуми от Эсто Газы.
Что касается Tales of Symphonia, то на момент начала игры она представляется этакой альтернативной Final Fantasy 10. Этому способствует схожий сюжетный концепт — как Юна, вместе со своими стражами, путешествовала по Спире, посещая святилища и заручаясь поддержкой Эйдолонов, чтобы затем победить нарушающего спокойствие мира Сина, так и Ллоиду и компании, которые сопровождают Коллет в ее паломничестве чтобы спасти Силварант, предстоит посетить множество древних храмов и узнать, что не все так просто, как кажется поначалу.
Главным недостатком ToS являются ее первые 5-6 часов. За это время успеваешь отметить то, что игра выглядит не так уж и красиво – прямоугольные пальцы и чуть менее прямоугольные лица сначала несколько отталкивают, отсутствие озвучки в первые 20 минут создает ощущение, что ее здесь нет вообще (что, к счастью, не так), а медленно раскрывающиеся образы персонажей заставляют задуматься о том, как эту итерацию Tales of кто-то вообще может называть лучшей в серии. Не сразу раскачивающаяся боевая система и неудобная работа камеры на карте мира тоже погоды не делают.
Но стоит помнить, что в Tales of в центре внимания всегда были не личности самих персонажей, а их взаимодействие между собой. В то время как Ллоид и другие герои не делятся с игроком историями о своем прошлом из разряда «и тут я вдруг осознал», в духе того, что рассказывал тот же Зидан, здесь присутствует нечто другое – элемент плавного повествования.
Бывает в книгах пишут: «путь до туда-то занял у них столько-то дней», просто обозначая тот факт, что дорога была долгой, и одновременно спрессовывая все те не особо значительные взаимодействия персонажей, что произошли за это время. В Tales of все работает по обратной схеме – во время перемещения от одного географического объекта к другому или же просто сразу после достаточно важного только что произошедшего события игроку предлагается просмотреть одну или несколько отдельных сценок, в которых более полным образом раскрывается отношение персонажей к тому или иному событию. За счет этих миниатюрок сам сюжет воспринимается в рамках приключения сплоченной группы людей, а не путешествия в поисках себя и параллельное спасение мира компании ярких индивидов (при этом не стоит считать, что персонажи Симфонии лишены своих тараканов – это совсем не так).
Но только этой черты будет явно недостаточно для того, чтобы оправдать качество игры. Поэтому к ней на помощь приходят искусный дизайн подземелий и правильно устроенная боевая система.
Главной характерной чертой исследования древних храмов и пещер в ToS является то, что игра не требует, чтобы ты просто добежал из точки A в точку B, пробившись через кучу монстров, чтобы затем столкнуться с главной вражиной подземелья. Нет, здесь основной акцент сделан на то, чтобы игрок нашел путь в комнату с боссом, разгадывая несложные, но интересные логические головоломки, завязанные на использование волшебного кольца. В одном из лабиринтов оно уменьшает персонажей в десять раз, позволяя пробраться в недоступные места, в другом же обретает способность замораживать и помогает создать ледяной блок в специально отведенном месте, и т.д.
А что касается здешних сражений, то стоит сказать, что они достаточно интенсивны. В первой трети игры при неправильном поведении во время схватки партия может погибнуть даже в битве с обычными монстрами. И хоть подобное и связано в первую очередь с тем, что поначалу ToS совсем не щедра на ресурсы, а потому денег на оружие, броню и лечилки долгое время будет не хватать, но это отлично учит тому, что блок – всему голова, о чем постоянно вспоминаешь в битве с каждым боссом до самого конца игры. При этом сами сражения достаточно вариативны – в одних битвах главным может быть необходимость задавить противника комбинациями из ударов и спецприемов, а в других – отвлечь его на себя, чтобы у ваших магов появилось хоть какое-то время на лечебные и атакующие заклинания.
Оглядываясь же по окончанию Tales of Symphonia на весь пройденный путь, у меня не получается сказать, что здешний сюжет врежется кому-то в память настолько, чтобы его никогда не забыть, но вот само приключение уж точно придется по вкусу ценителям жанра. И даже если Симфония не станет для вас самой любимой Tales of (мой список Сказаний, например, все еще возглавляет Tales of Eternia), то в список лучших она попадет с легкостью.
Оценка 8/10
P.S. В сборник Tales of Symphonia Chronicles (не просто так же он зовется сборником) входит еще и Tales of Symphonia: Dawn of the New World, являющаяся продолжением Tales of Symphonia, но тряпка — главный герой и неудачная боевая система быстро отбивают желание знакомиться с игрой поближе, поэтому рекомендуется просто забыть о ее существовании.