Рецензия на Spelunky
Делясь впечатлениями о Spelunky, хочется сказать, что эта игра — как Греция, если рассматривать ее в контексте выражения «В Греции все есть». Может, это и преувеличение, но чем дольше играешь, чем лучше разбираешься в ее сути, тем сильнее поражаешься ее глубине. И это проявляется до такой степени, что в какой-то момент начинаешь считать, что если думаешь, что в ней чего-то нет, то это всего лишь значит, что ты просто это еще не нашел.
Spelunky – это 2хмерный roguelike платформер. Поджанр «Roguelike» подразумевает собой то, что каждый уровень игры генерируем, а значит «войти в одну реку дважды» не получится. Вторая особенность – это, коли уж продолжать говорить высоким слогом, то, что «умрешь – начнешь опять сначала». Или, если перефразировать, смерть персонажа отбрасывает игрока на первый уровень с лишением всего накопленного им имущества. А терять, поверьте, есть что…
Визуально, Spelunky в первую очередь воспринимается как очень похорошевший Lode Runner, но суть игры все же совершенно иная. Игрок начинает уровень где-то в верхней части локации, а целью является спуститься вниз и найти выход. Подобное, может, и звучит просто, но на деле это ой-ой как нелегко, ведь путь ему преграждают монстры и ловушки. И если со всякой шушерой в виде летучих мышей, мелких пауков и змей справиться довольно легко, то встречу с гигантским пауком, здоровенной лягушкой или еще кем-то подобным можно уже и не пережить. Все было бы достаточно просто, регенерируй у персонажа здоровье, но здесь все работает по другим правилам и хоть как-то пополнить количество здоровья можно либо найдя и доведя до выхода потерявшуюся в здешнем лабиринте девушку (во время подведения итогов уровня она поцелует героя в щечку, тем самым добавив один пункт здоровья), либо же встретив мужичка, торгующего поцелуями (целует вас все та же девушка, а не бородатый мужик, так что не волнуйтесь) по не самой дешевой цене.
Упомянутые деньги зарабатываются довольно легко – просто подбираешь разбросанные по уровню золото и драгоценные камни. Потратить свой капитал всегда находится на что – можно приобрести дробовик или бумеранг, а если повезет, то среди предметов на продажу могут найтись джетпак, компас и ботинки с шипами. Да и купить пачку бомб, для пробивания себе пути через стены, и веревку, помогающую подтянуться туда, куда не допрыгнуть, никогда не будет лишним.
В погоне за наживой главное никогда не забывать, что в Spelunky опасность ждет на каждом углу, а потому требуется постоянно быть внимательным. Можно поспешить вперед и не заметить висящего на потолке паука, который обязательно спрыгнет на вас, как только представится возможность. Если слишком быстро спускаться вниз, можно не разглядеть расставленные ловушки и получить ножом в бок. Вариантов смерти здесь бесчисленное множество – неудачно приземлиться на шипы, быть съеденным пираньей, погибнуть при падении с высоты, взорваться на собственной бомбе, попасться призраку или просто быть раздавленным валуном и т.д.
Ну а так как на ошибках, обычно, учатся, то список того, как делать не надо, будет расти все сильней и сильней, пока пытаешься пройти хотя бы два первых подземелья. И не то чтобы это была плохо, ведь здешнюю смерть в большинстве случаев воспринимаешь только как свою ошибку, хоть и без элемента невезения не обходится – можно разозлить богиню, случайно взорвав ее алтарь, а можно прогневить торговца, например тем, что свалившийся с потолка валун, после того как ты умыкнул особо дорогое сокровище в другой части карты, разнес ему магазин.
В том, что у игры все-таки есть конец, можно убедиться, если посмотреть записи забегов других игроков, но для того, чтобы хоть раз пройти ее самому придется очень и очень потрудиться. А уж если вы обнаружите то, что тут еще и секретные подземелья есть, то полное прохождение займет у вас в разы больше времени.
Несмотря на всю здешнюю высокую и нерегулируемую сложность и сильную непредсказуемость, достаточно быстро понимаешь, что к этой игре можно возвращаться бесконечно. Уровень аддиктивности зашкаливает просто до потолка, может именно этим и объясняется то, что на Destrucoid’е существует рубрика Daily Spelunk, показывающая профессиональные попытки двух ее ведущих таки добраться до финиша и как можно выше вписаться в таблицу рекордов текущего дня. И стоит признать, что даже просто смотреть на чужое прохождение Spelunky невероятно интересно.
Список вещей, которые можно делать бесконечно, отныне расширяется на одну позицию, и звучит она так: «играть в Spelunky».
9.5/10
Автор: Level5