Рецензия на Final Fantasy X | X-2 HD Remaster
«Я есть Альфа и Омега, начало и конец». В то время как эти слова взяты прямиком из Библии, с них же начинается одна весьма почитаемая игра. Нет, не Fallout 3, а Xenogears. Именно она в рамках видеоигр первой подняла и тщательно рассмотрела отношения человека и религии. Можно сказать, что часть ее размышлений переняла вышедшая спустя три с половиной года Final Fantasy 10, которая, по мнению многих почитателей данной франшизы, и является для нее тем самым «началом и концом», ознакомиться с которым теперь можно не только на PlayStation 2, но и на PS3 и PS Vita, где та была переиздана в составе Final Fantasy X | X-2 HD Remaster.
Final Fantasy 10 и впрямь во многом является первой. Начиная с того, что это первая FF вышедшая на PS2 и заканчивая тем, что с нее пошел отказ от перемещения по карте мира. Именно в FF10 персонажи франшизы наконец-то обрели голос (да, озвучка в FF появилась только на PS2, в то время как та же Tales of Eternia могла пощеголять ей еще на PS One), а так же это первая (и единственная) часть, где присутствует плавание и заметное количество подводных сражений. Именно в этой итерации серии в битвах необходимо активно переключаться между всеми героями (а не ограничиваться стандартной тройкой/четверкой), и именно FF10 первой получила свое продолжение (речь о FF10-2).
В свое время FF10 была моей первой игрой на PS2. Я очень четко помню, как глядя на ее графику, у меня отвисла челюсть (потом подобное ощущение я испытал, запустив Uncharted 2). Сейчас, конечно же, она больше не производит подобного впечатления, и, даже более того, заматеревший глаз легко замечает несуразность выражений лиц персонажей во время тех или иных ситуаций, но сразу после попадания на Бесэйд обо всем этот быстро забываешь – яркая природа Спиры, от которой просто-таки веет жизнью, и набирающий обороты сюжет резко самовыдвигаются на первый план, и ты оказываешься на крючке.
Огромным плюсом к реиграбельности выступает то, что сюжет в 10ой части Final Fantasy еще и с двойным дном. Как человек, который проходил ее на PS2 лишь единожды, я заметил порядочное количество деталей, которые становятся понятны лишь тому, кто знает дальнейшие события. И в то время как для того, чтобы понять игру, проходить ее дважды совершенно не требуется, полнота восприятия картины у тех, кто решит освежить память о FF10 этим ремастерингом, будет больше.
Но, разумеется, конфликт отца и сына, выраженный в не самых простых отношениях Тидуса и Джекта, внутренние сомнения того, кто после прыжка во времени, оказался вдали от дома на тысячу лет, и мир, во главе которого стоит церковь, в определенных случаях готовая закрыть глаза на свои же учения, не пройдут мимо тех, кто решит впервые познакомиться с FF10. Между приключением Юны и ее стражей, или же историей Тидуса, легко провести параллель с путешествием Иисуса и его апостолов, а достаточно широкая дискриминация представителей расы Аль-Бед напоминает о расизме и религиозных гонениях – поиск проекции идей и проблем современного мира в этой части знаменитой франшизы может оказаться весьма занятным для многих.
Конечно же, не смыслом и символизмом единым богата FF10. Есть здесь место и для в меру глубокой боевой системы, которая больше, чем в предыдущих частях, стимулирует игрока к использованию различных бафов на союзниках и негативных статусов на врагах. Тестом же того, насколько ты преуспел в ее изучении, выступают схватки с весьма могущественными секретными боссами, для победы над которыми в игре придется задержаться как минимум часов на 20 больше, чем требуется для прохождения основной сюжетной ветки.
Нельзя не упомянуть и о блицболе. В то время как лучшей карточной игрой во всей серии считается Triple Triad’а из FF8, в FF10 в качестве основной мини-игры был представлен именно блицбол – этакое подводное водное поло, включающее в себя элементы футбола и выполненное в стиле тактики с рпг элементами. Матчи, длящиеся всего 15 минут, неожиданно выстраиваются в цепочку из 4 и более штук, и очень часто приходится напоминать себе, что и по сюжету бы надо двигаться дальше (одновременно мотивируя себе это тем, что по дороге и новых членов команды подыщешь).
Final Fantasy 10-2, также входящая в этот сборник, в завязку берет окончание предшественницы, но уже несет в себе совершенно другой дух, представляя собой этакую путевку в мир, который пережил нависший до этого над ним кризис. Это практически приглашение посмотреть на то, что подразумевается под словами «и жили они долго и счастливо», которыми так или иначе заканчивается большая часть jrpg (да и не только). И в то время как в ней практически отсутствует какая-либо серьезность, измененная боевая система, которая теперь строится на использовании дрессфер (аналог профессий из старых частей FF), все же выглядит достаточно любопытной, чтобы продолжать экспериментировать с ней вплоть до самого конца, а большое количество разнообразных мини-игр умело разбавит этот процесс. Наиболее проницательные же легко заметят в FF10-2 задатки того, что позже сформируется в Final Fantasy 13 (что объясняется тем, что одним из ответственных за нее лиц был Мотому Торияма).
В свое время я был готов отдать многое за портативную консоль, на которой была бы доступна вся библиотека PS2 – к сожалению, подобному не было суждено стать явью, но появление HD ремастеринга FF10 и FF10-2 на PS Vita заметно скрашивает эту потерю. Безусловно, не стоит забывать и про версию для PS3, но именно на карманной консоли от Сони этим играм самое место. Если что-то и может утолить жажду jrpg владельцев PS Vita, то это Final Fantasy X | X-2 HD Remaster.
Оценка 9.3/10