Рецензия на Fez
Впервые я узнал о Fez, когда посмотрел Indie Game: The Movie. Показанные в фильме переживания Фила Фиша в купе с той оригинальной идеей, вокруг которой вертится Fez, произвели на меня весьма яркое впечатление. Но, к моему сожалению, на тот момент игра выходила только на Xbox 360, приобретать который я совершенно не планировал. Сейчас, спустя почти два года после появления в XBL, Fez наконец-то очутился и на консолях Sony. И знаете что? Ощущения того, что ты опоздал на праздник, совершенно не испытываешь.
Помните ли вы первую трехмерную игру, в которую вам пришлось поиграть? Если забыть про Disruptor (на тот момент мне сложно было признать то, что представители жанра фпс также имеют дело с тремя плоскостями пространства), то для меня таковой была Pitfall 3d. Воспоминания о том, как некоторое время пришлось потратить на то, чтобы привыкнуть к тому, как перемещаться в этой игре, до сих пор сидят у меня в голове. Именно на них и пытается играть Fez. Ну а в том, что делает он это искусно, можете даже не сомневаться.
«Все есть куб. Куб есть все». В этой фразе, пожалуй, и заключен весь костяк Fez, ведь приключения здешнего главного героя по имени Гомес как раз и начинаются тогда, когда он узнает о существовании такой вещи как куб. Казалось бы, чего в этом такого? Но для того, кто до этого жил в полностью двухмерном мире, в котором не существовало такого понятия, как «объем», подобное и впрямь будет откровением.
Большой золотой куб, отвечающий за целостность мира, разлетелся на куски. Если не собрать его обратно, то все пространство окажется разъедено и в итоге не останется ничего, кроме ничего. Со столь огромной ответственностью, возложенной на его плечи, и феской на голове Гомес отправляется в путешествие.
Упомянутая феска позволяет Гомесу взглянуть на мир с другой стороны, а это почти что равносильно тому, чтобы посмотреть на жизнь под другим углом, — у вещей, вызывающих затруднения, могут появиться неожиданные решения. В связи с тем, что во вселенной Fez все состоит из кубов, у здешнего пространства имеется четыре грани – именно между ними и предстоит перемещаться.
Если рассмотреть большое строение со всех сторон, то можно обнаружить в нем двери, которые не были вам видны поначалу, а при умелой смене перспектив можно забраться туда, куда закрыт путь тем, кто видит мир только в трехмерном виде. В то время как абсолютно весь игровой процесс строится на основе этой идеи, и можно подумать, что после того как пройдет эффект новизны подобное занятие может быстро наскучить, Fez нисколько не приедается. Достигается это за счет двух вещей: симпатичного дизайна и интересных головоломок.
Визуальная составляющая Fez невероятно радует глаз. Возникает подобное чувство в основном из-за ярких цветов – большую часть времени от игры веет весенним настроением, чему способствует весьма подходящая музыка, и можно даже как будто ощутить тот теплый прохладный ветерок, который просто наверняка гуляет по ту сторону экрана. Залипнуть на завораживающем закатном небе здесь можно так же надолго, как и над не самой очевидной логической задачкой. А благодаря присутствующей в игре смене дня и ночи картинка никогда не ощущается статичной.
Враги в Fez отсутствуют как класс. Если в Journey были хотя бы змеи-шарфоеды, то здесь единственными причинами гибели являются только падения с небольшой высоты/падения в пропасть и попадание в черные дыры, которые со временем медленно начинают разъедать все вокруг. А потому единственный конфликт геймера с игрой выражается в форме головоломок. В то время как значительная часть из них сводится к достаточно простому «с помощью смены перспектив соберите все предметы по пути к вершине самого здорового строения на экране», есть среди них и те, которые требуют как следует пораскинуть мозгами (одной из них, например, будет та, которая потребует раскодировать вымышленный внутреигровой язык). В связи с этим для одних игра окончится, когда они соберут первые 32 куба, а для других только начнется с New Game+, в которой просто-таки сконцентрирован весь смак.
К счастью, Fez устроен так, что легко влюбляет в себя, а потому устоять и не попытаться раскрыть все здешние секреты крайне сложно. Если вы любите головоломки и еще не играли в Fez, то есть еще как минимум одно путешествие, в которое вам предстоит отправиться.
Оценка: 9.5/10