Рецензия на Disgaea 5: Alliance of Vengeance
Disgaea 5: Alliance of Vengeance – игра про большие числа и грайнд. Бросив на нее беглый взгляд, незнакомый с франшизой человек заявит: «Да чему-то такому место на PS3, а не на PS4» (и в какой-то степени его можно будет понять), но я все же советую не делать таких поспешных выводов. Свою не самую притязательную графику (и, честно говоря, с этим заявлением еще можно поспорить) Disgaea 5 компенсирует глубиной своих механик, невероятным объемом контента и общей отточенностью.
Однажды, в одной далекой, далекой галактике… Хотя стоп. Давайте сначала поговорим о структуре мира. Она во вселенной Disgaea относительно проста – есть преисподняя (и далеко не одна – их целая адлактика), в которой проживает множество различных демонов, а правит всеми ими overlord, есть мир людей, и есть Селестия – земля ангелов, где во главе Бог.
В то время как предыдущие части довольно плотно затрагивали демонов, ангелов и людей, сюжет Disgaea 5 сконцентрирован на адлактике. Невероятно сильный демон Void Dark подчиняет себе одну преисподнюю за другой, его генералы, руководящие бесчисленными Lost (солдаты этой армии), без особого труда расправляются с пытающимися противостоять им overlord’ами, и общая ситуация выглядит уже достаточно безнадежно, но… Но «Союз Отмщения», вынесенный в заголовок этой части, с этим смириться не готов.
Вообще, компашку главных героев называть союзом на деле не тянет вообще, — это скорее шайка случайно сплотившихся в команду overlord’ов. Серафина сбежала из своего дома, потому что ее насильно решили венчать с Void Dark, Red Magnus случайно проспал тот момент, когда полчища Lost вторглись в его преисподнюю и расправились с его подопечными, Кристо просто подставили у себя на родине, назвав его приспешником Void Dark’а, и теперь ему необходимо очистить свое имя. Есть еще Зерокен и Усалия, но рассказывать об их причинах, все же, будет спойлером, поэтому можно сразу перейти к Киллии – главному герою игры, причина мстить которого – смерть сильно изменившего его человека (хотя, правильнее, конечно, будет «демона»).
Не смотря на такую, не самую позитивную, заглавную тему (а «месть – это единственное, что движет меня дальше» будет подыматься далеко не раз), новая часть Disgaea не растеряла своего привычного юмора. В то время как на нем уже не так сильно акцентируются в рамках заставок уровней сюжетной кампании, стоит только вернуться на базу после очередной зачищенной локации, как игра предложит посмотреть (ну, как посмотреть… — почитать) одну-две забавные сценки (выполнены они в том же стиле, что и skits’ы в серии Tales of), что, кстати, является нововведением на фоне предыдущих частей. Наблюдать за тем, как Серафина пытается выступать моделью для подражания для Усалии, или же за спорами, кто сильнее, между Red Magnus’ом и Зерокеном довольно весело. А уж как пробивают на смех лже-превьюшки следующих глав, в которых пародируют тропы телевизионных шоу и анимэ-сериалов… В плане юмора и истории Disgaea 5, если и уступает какой-то из своих предшественниц, то только первой части – а это уже весьма неплохой комплимент.
Что касается самого игрового процесса, то дело мы имеем с тактической rpg. На поле битвы можно выпустить до 10 подконтрольных персонажей (впоследствии это число можно увеличить), после чего сражение проходит по принципу: ход игрока – ход противника. Доступных действий довольно много: из простых – атака и защита, следом идут спецатаки, съедающие отводящиеся под них sp, броски (можно схватить стоящего в соседней клетке союзника/монстра и кинуть, куда нужно), magichange, свойственный только монстрам, — возможность трансформироваться в оружие, характеристики которого будут зависеть от характеристик монстра, и Overload. Последнее, как и связанный с ним режим мести (в него могут входить и противники), — новая фишка текущей части. Когда персонаж получает урон, или страдают/погибают его союзники, заполняется его шкала мести. Как только она заполнилась, на несколько следующих ходов у бойца автоматически включается режим мести, привносящий определенные преимущества: каждая из атак обязательно будет критической, все спец-атаки на время падают в цене до 1 sp (что позволяет нещадно перекачать тот или иной навык и использовать его только в этом режиме), а также появляется возможность применить персональную Overload (имеется только у overlord’ов). В случае Серафины, та зачаровывает всех стоящих в зоне попадания мужских персонажей, Red Magnus на несколько ходов увеличивается в размерах и начинает бить еще больнее, Кристо на ход увеличивает вероятность уклона от атак всем своим союзникам и т.д.
Пройти ту или иную карту в Disgaea 5 всегда можно двумя способами: тактически или же, просто, перекачавшись. Тактика подразумевает под собой то, что предстоит учитывать слабые и сильные стороны врагов и собственных (кто-то слаб против кулаков, но зато плевать хотел на атаки топором или копьем, а кого-то лучше даже прибить магией или спец-атакой с примесью стихийного элемента), расположение юнитов на карте в целом, успевать лечить тех из своих, кто играет наиболее важную роль, уничтожать гео-панели, дающие бонусы противнику, и т.д.. А можно просто перекачаться, купить дорогущую экипировку с огромными параметрами, и вынести всех одним персонажем (при этом о том, что это сломает весь баланс игры, волноваться совсем не стоит).
Упомянутая прокачка, является центральной темой игры. Если вы из тех, кто получает удовольствия, когда на экране всплывает сообщение «Level Up», прокачивается какой-либо навык или открывается новый – то Disgaea создана для вас. Здесь прокачивается все, что только можно – персонажи, их навыки, мастерство владения оружием и умение носить броню, а также вещи и предметы экипировки. Упорно используете один и тот же спец-прием – его цена в sp начинает падать, хотите усилить его в плане мощности – потратьте добытую в ходе побед ману (правда, учтите, что и цена в sp на этот прием возрастет). Есть желание прокачать характеристику героя вне выбивания уровней – отправляйтесь в мир персонажа, который представляет собой настольную игру, — там можно не только повысить сопротивление магии, скорость и другие стандартные параметры, но и, если дойдете до финиша, увеличить число контратак или дальность передвижения. Не хватает денег на крутое оружие (или в магазине уже не продают ничего круче) – отправляйтесь в мир предмета текущего оружия – там за прохождение генерируемых этажей можно увеличить его мощность в 5 и более раз (правда стоит быть готовым к тому, что по пути можно столкнуться с тяжелыми (порой даже непобедимыми) противниками). Хочется еще какого-то преимущества в схватке – почему бы не купить за ману (или найти в свитке) какое-нибудь интересное злейшество (evility) – например, уменьшающее вероятность словить вредный статус-эффект в два раза или увеличивающее прирост очков той или иной характеристики с каждым level up’ом (впрочем, надо понимать, что особо разойтись не дадут, так как слотов под злейшества не сказать что много, поэтому придется как следует подумать над выбором).
Помимо этого можно сходить в ассамблею и попросить, чтоб в магазины завезли что-нибудь покачественней, или же потребовать увеличить прирост маны вдвое на следующую битву. При этом, в некоторых случаях, чтобы склонить голос того или иного консула в свою пользу, потребуется подкупить его завалявшимися в инвентаре предметами. Ну а если итог голосования все равно окажется неутешительным, то всегда есть вариант добиться желаемого силой, только вот делать это, пока твой отряд еще не достаточно прокачан, все же не рекомендуется.
Осталась в игре и система взводов, которая появилась еще в 3ей части, но в этот раз ее заметно упростили (никакой отдельной карты с расположение базы взвода и юнитов около нее – теперь обычные списки), что пошло ей на пользу. Взводы представляют собой определенные группы со своими преимуществами, в которые можно назначать своих бойцов. Если вам вдруг приглянулся тот или иной вражеский юнит, то его можно поймать, если у вас есть персонажи, состоящие в взводе поимки (в их списках спец-приемах появляется «захват»), если хотите быстро прокачать недавно созданных новых бойцов, то стоит поместить их в взвод «дележки опыта» — тогда они будут получать определенный процент опыта добытого лидером взвода. Количество различных взводов весьма велико, и присмотреться к их свойствам стоит обязательно, особенно когда вы доберетесь до пост-гейма.
В то время как по окончанию сюжетки в большинстве игр уже не особо есть чем заняться (впрочем, иногда мультиплеер и New Game+ могут продлить проведенное за ними время), то в любой из игр основной линейки Disgaea все только начинается. Прокачка до 9999 уровня, хардкорная Land of Carnage, сражение с Baal’ом, достижение 1.000.000 единиц наносимого урона (и больше)и прочие прелести – если главная кампания съест только 30-50 часов игрового времени, то это займет вас часов этак еще на 200. И, самое главное, что заскучать во время этого процесса будет очень сложно – заниматься селекцией своих бойцов чертовски увлекательно до самого конца.
В итоге, Disgaea 5 оказалась той игрой, которой, как есть чем завлечь незнакомых с франшизой игроков, так и что предложить тем, кто уже окунался в эту вселенную до этого. Приятная история, вылизанный дизайн (стиль и удобство навигации по меню, красивые спрайты, классные анимации спец-атак), удачное музыкальное сопровождение, возросшее количество бойцов на экране (вот куда уходят мощности PS4, и на что не хватило PS3), количество и глубина местных механик, а также безболезненный, удобный грайнд. Если вы ищете игру, способную занять вас на долгое, очень долгое время, или же просто хочется какую-нибудь качественную тактику, то присмотреться к Disgaea 5: Alliance of Vengeance точно стоит.
Оценка 9.2/10