Обзор Saints Row: The Third
Сколько же было на нашем веку игр, что походили или откровенно пытались подражать знаменитой серии «GTA» от «Rockstar». «True Crime», «Just Cause», «Mafia» – это лишь часть подобного списка, который можно перечислять очень долго. Да, далеко не все из них получились удачными – какие-то стали самым настоящим провалом, а некоторые достигли звания «эталонных»… Но названия оных без сомнения известны многим геймерам. А посему, не является сюрпризом тот факт, что больше всего среди подобного рода игр известна серия «Saints Row», начало которой положила в 2006 году студия «Volition, Inc.». Игра повествовала о банде под названием «3rd Street Saints», стремящейся подмять под себя конкурирующие группировки и взойти на криминальный олимп вымышленного города Стиллуотер. Несмотря на огрехи, игра, благодаря впечатляющему весёлому геймплею, юмору и добротной сюжетной линии, сумела прийтись многим игрокам по нраву. Немудрено, что разработчики через пару лет сделали к ней продолжение…
Действие «Saints Row 2» происходило во всё том же городе Стиллуотере, спустя два года после событий первой части и была с ней непосредственно связана. Несмотря на откровенную «схожесть» второй части с оригиналом, в ней появились и многие иные нововведения. Похорошели графика и саундтрек, значительно расширились возможности геймплея, а сюжет и миссии – что главные, что побочные – стали откровенно сумасшедшими. И всё же, несмотря на эти улучшения, игра была воспринята многими членами игровой общественности не самым лучшим образом. Но самих «Volition, Inc.» это, похоже, никак не расстроило и они с упоением принялись за создание третьей части. И сегодня, спустя три долгих года разработок, она наконец-то вышла. Но на что она похожа? Давайте выясним. Встречайте – «Saints Row: The Third»!..
«Массовый театр абсурда или «Воруй, убивай!..»»
Со времён событий второй части минуло немало времени. Подмяв под себя город, «Святые» перестали быть банальным сборищем гопников и бандитов. Банда поднялась на совершенно иной уровень — теперь это самые настоящие поп — и кинозвёзды, настоящий бренд, под чьим именем шьют модные шмотки и рекламируют многочисленные товары имени всё той же банды. Но всему хорошему когда-либо приходит конец – в тот момент, когда наши известные ещё по первой части протагонисты решили ограбить крупный банк и сорвать очередной куш, удача от них отвернулась… По стечению обстоятельств, банк и всё, что в нём находилось, принадлежало крупнейшей криминальной организации «Синдикат». Город был оккупирован, верхушка «Святых» рассеяна и отброшена в подполье. Делать нечего – решив отомстить врагам, вернуть себе принадлежащее по праву, а также поразвлечься по пути, наш герой вновь начинает восхождение по криминальной лестнице…
Трэш, угар и полнейший беспредел – примерно так можно попытаться обозвать всё происходящее в «Saints Row: The Third». Весь тот редкий и откровенный абсурд, что подчас происходит на экране, сложно передать просто словами. Думаете преувеличение? Да ничего подобного!.. Игра, хоть и схожа местами с «GTA» так же как и её предшественницы, ни разу не претендует на серьёзность и осознанный смысл происходящего буйства и вакханалии. Она пародирует и искажает многие известные современные штампы до уровня абсурда. Всё это касается и сюжетных миссий, которые сами по себе ураганны, смешны и не страдают банальностью. В качестве примера можно привести хотя бы парочку моментов из игры – когда мы грабим банк в масках в виде огромных голов и, отстреливая копов, раздаём автографы фанатам; участвуя в гонках с голодным тигром в машине, целый уровень, высмеивающий как сравнительно новый фильм «Трон», так и все штампы и лаги онлайновых сетевых игр… А уж чего стоит миссия, когда мы спасаем нашего друга из БДСМ-клуба и, заставив его стать рикшей, отстреливаемся от одетых в латексные костюмы преследователей-извращенцев!.. Глядя на такие моменты, просто не понимаешь, о чём вообще думали ли разработчики и думали ли вообще. Но понимающим такого рода шутки и веселье людям, подобное придётся по вкусу.
Графика, увы, получилась неоднозначной. С одной стороны, модели выполнены добротно и даже красиво, спецэффекты красочно брызжут при взрывах и блеске неоновых огней Стиллуотера, машины и некоторые куски ландшафта отлично сминаются и разлетаются при столкновении… А анимации, которые выдают сами персонажи и NPC вообще заслуживают отдельной похвалы – настолько они плавны и красивы. И всё бы хорошо, но… Угловатость многих моделей и часто бросающаяся в глаза непроработанность текстур частенько раздражает, мешая восприятию игры. То тут, то там мелькают многочисленные баги, а игровая физика представляет собой вообще отдельную историю, ну никак не позитивную. Можно, конечно, списать её на сделанный разработчиками акцент на абсурде, но когда при малейшем столкновении с автомобилем на автостраде ту подбрасывает и уносит на много метров вперёд… Подобное не лучшим образом сказывается на игре.
Что касается саундтрека, то тут придраться почти не к чему. В него входят самые различные музыкальные жанры – альтернативный рок, поп-музыка, R&B, хип-хоп, электро-хаус… А уж перечислять всех тех исполнителей, что приняли участие в записях можно очень и очень долго. Она, музыка, достаточно органично, хотя местами и странно, вписывается в окружающую атмосферу.
То же самое касается и звуковых эффектов. Всё что должно взрываться – разлетается с правильным звуковым сопровождением. Пули свистят почти музыкально, моторы красиво ревут, а машины со смачным лязгом впечатываются в препятствия. Местами они звучат картонно, но, по большей части, нареканий к этому нет.
Что превзошло два вышеописанных пункта, так это актёрская озвучка!.. Она является одной из настоящих жемчужин игры. В голосах передано много эмоций – нервозность, гнев, задумчивость и меланхолия… Просто хочется слушать и слушать. В озвучивании же игровых ролей приняли участие многие знаменитости – среди них известный рэстлер Халк Хоган, известная в… определённых кругах Саша Грей и многие другие известные личности.
«»Рай с блэкджэком и шлюхами» или Стильное безумие»
Динамика геймплея в «Saints Row: The Third», по сравнению с предыдущими частями, возросла. Уже имеющиеся детали были доработаны, а также было добавлено много достойных «фишек».
Сама боевая система в игре не сильно отличается от того, что было ранее, но, благодаря разработчикам, была отлажена и доведена до ума. Теперь, помимо банального забивания врага кулаками, мы можем задействовать и эффектные, явно позаимствованные из реслинга приёмы – прыжок с последующим пинком двумя ногами в голову, бросок через плечо и последующее добивание ударом ноги, забивание лежащего врага ударами кулаков по черепу… Этот список не полон, но достаточно обширен и достаточно эффективен – уж не говоря об эффектности – в схватках. Базируется же он на QTE – нужно просто нажимать на кнопки в определённые моменты времени, чтобы добить врага или высвободится из захвата. Можно также брать и заложников, играющих роль обычного «щита».
…Как оно всегда и бывает в играх подобного рода, нам предстоит сражаться не только при помощи кулаков. Арсенал, включающий в себя различные модели пистолетов, дробовики, автоматы, пулемёты и многие другие оружейные единицы, весьма широк и частенько – да почти постоянно, чего уж там – находит себе применение. Думаете, всё ограничивается традиционными наборами? Появились тут и интересные, не самые стандартные способы вооружения – прибор, позволяющий на расстоянии контролировать транспортные средства, чемоданчик управления «беспилотником», позволяющий устраивать целые ракетные обстрелы при нужде… В нашем арсенале нашлось место даже электрическим жезлам и, что уже стало своеобразной пошлой «классикой», искусственным метровым дилдо фиолетового цвета. Подобных вышеобозначенных прибамбасов вещей хватает, а при должном их использовании развлечение будет гарантированно.
Территория Стиллуотера по настоящему обширна и мало чем уступает по площади доступные в «GTA» или не так давно вышедшем «Driver: San Francisco». А потому немудрено, что разработчики внедрили в игру более 70 видов транспортных средств, позволяющих как колесить как по городу и по воде, так и по воздуху. Всего мы сможем прокатиться на десятках прототипов реально существующих автомобилей и мотоциклов, прокатиться на яхтах и на боевых вертолётах… В игре вообще немало связанных с этим моментов, когда нас забросят то в одну стихию, то в другую, так что поупражняться в управлении ими будет не лишним. Присутствует в игре и тюнинг – на железного коня можно привинтить нитро-ускорители, шипы на колёса, сделать машину с открытым верхом… Улучшения конечно до масштабов NFS не доходят, но тоже приличны.
Также существуют различные миссии и конкурсы. Зачастую они связаны с различными трюками, которые можно выполнять на автомобилях и прочих – рискованные трюки вроде прыжков с помощью импровизированных трамплинов, развороты, дрифт, аккуратные объезды на дороге, но такое попадается не всегда. Как и во второй части, нам предлагаются миссии всех расцветок – выманивание главаря группы, устроив перед его домом драку, простые киллерские задания, миссии, связанные с «траффиком» проституток… И чем удачнее мы их выполним, тем больше мы заработаем денег и «авторитета». Но о двух этих пунктах следует рассказать более детально.
«Авторитет» является одной из важных моментов игры, представляющей нам различные бонусы. Получить его можно в ходе нескольких действий – совершения трюков, убийства членов враждебных банд, а также миссии, как сюжетные, так и побочные. Благодаря ему, мы не только сможем приобретать недоступный изначально транспорт вроде вертолётов и автомобилей, а также открывать всё новые дополнения для персонажа, напарников и орудий.
А вот у денег функции более широкие. Приобретать их можно также несколькими путями: скупать недвижимость, впоследствии приносящую хороший доход, можно искать секретные пачки денег и объектов, просто давить прохожих и противников… К тому же никто не отменял мини-миссии, предназначенные исключительно для получения приличных сумм денег – вроде защиты/доставки определённого груза или убийства какой-то цели… В общем и целом, проблем с «вечнозелёными» уж точно не возникает. Однако без дела они не лежат.
Во-первых, они идут на апгрейды самого протагониста и его напарников – плюшки вроде более продолжительного спринта, прокаченной полоски жизни, увеличение силы удара, лечение союзников в критических ситуациях и иные полезные способности.
Во-вторых – редактор персонажа. Он в Saints Row: The Third более чем обширен, стоит отметить сразу. В нём можно сотворить при желании то, что душа пожелает – от зомбиподобного худощавого уродца или веснушчатого толстяка, до шрамированного громилы с фингалами и сексапильной красотки. Редактор с самого начала позволяет нам это сделать – выбрать пол, цвет кожи, причёску, татуировки… Даже голосов – и тех несколько вариантов на выбор имеются! Чем не простор для фантазии? Если же вы вдруг станете недовольны получившимся результатом, то в городе имеются пластические клиники и салоны, могущие вам помочь. Только это будет уже не бесплатно.
Примерно тоже самое касается и одежды – в нужных магазинах легко приобрести почти любые, даже самые ненормальные наряды, плюс комбинировать различные их варианты. Строгий костюм? Без проблем, покупайте. Чисто «рэперский» прикид? Выбирайте все аксессуары по нраву и вперёд! Да хоть противогаз, майка-алкоголичка и бриджи с туфлями – проблем не будет. Также при покупке можно выбрать цвет этой самой одежды, что позволит «эстетам» разгуляться.
А вот AI врагов и союзников выполнен… откровенно не лучшим образом. Нет, иногда он довольно неплох и даже способен чем-то удивить, но частенько он очень сильно «тупит». Враги способны уткнуться в стену и начать бежать в неё, отстреливаясь, просто въезжать в стены прямо посреди погони, да там и оставаться или вообще подорвать себя и друг друга броском гранаты под ноги. Враги постоянно налетают толпой, паля из всех стволов и не думая об укрытии. В таких случаях даже не надо думать о тактике – просто зажмите «огонь» и гасите всех, не думая ни о чём. Такое в бою происходит нередко, а это подчас ну просто выбешивает. Бой, конечно, становится проще, но и удовольствие от него съезжает вниз на пару планок…
Имеется в Saints Row: The Third и кооперативный режим. И хотя играть в него можно, увы, только вдвоём, но проходить миссии, устраивать массовые расстрелы врагов и разносить всё к чёртовой матери станет ровно во столько же раз веселее. К тому же можно устраивать на них облавы или вообще устроить друг с другом гонки по заполненным транспортом улочкам и «кварталам красных фонарей». Имеется, помимо этого, и совершенно иной режим – режим «орды», который разработчики весело обозвали «Whored». Вопреки названию, сражаться нам придётся не только с представительницами этой профессии, но и с вооружёнными громилами, зомби, ряжеными в костюмы зверей вражинами… Наступают они волнами, которые мы можем проходить как в одиночку, как и с товарищами. Иногда весёлое, но банальное истребление игра разбавляет превращением нас или врагов в карликов, ещё больше увеличивая абсурд… Это весело и способно некоторое время развлекать, но, увы, слишком долго в него не получится играть – уж больно быстро приедается этот режим.
Подведём итоги. У «Volition, Inc.» получилось более чем достойное продолжение этой полной весёлого маразма серии. В ней множество пародийных элементов – даже слишком много временами – но игра изначально не претендовала на присущую играм вроде «GTA» серьёзность. Она удалилась от них максимально далеко, превратившись в концентрированный горячечный бред и вакханалию. Да, игра далека от совершенства (Взять хотя бы не лучшую графику и физику, средний AI, да скучный кооператив.) вряд ли претендует на звание «Игры года». Но тем, кто захочет оттянуться и, забив на напряги, погрузиться в весёлое безумие, игра понравится и затянет.
Геймплей – 8 баллов
Графика – 7 баллов
Звук – 8,5 баллов
Управление – 9 баллов
Мультиплеер – 7 баллов
Общий балл – 7.9 баллов