Обзор Rage
«Doom», «Wolfenstein», «Quake»… Какой уважающий себя геймер хоть разок не слышал каждый эти более чем знаменитые буквосочетания?.. И уж тем более все слышали о компании «id Software». Оно и понятно – ведь эти мэтры игроиндустрии, существующие около двух десятков лет, являются основоположниками этих (да и не только этих) знаменитых игровых серий. Замкнутые тёмные коридоры, лезущие из всех щелей противники, линейный, но вместе с тем динамичный геймплей – вот основные черты детищ этой именитой компании. Но судя по всему, «id Software» решила отойти от привычных шаблонов. Постапокалиптический шутер «Rage», анонсированный в 2007 году, привлёк внимание игроков, прежде всего, псевдооткрытым миром, более просторными и светлыми локациями – словом тем, чего не было в предыдущих проектах студии. И вот теперь, спустя 4 года разработок и подкармливания игроков трейлерами, информацией и скриншотами, её выпустили в свет. Но что же получилось у разработчиков? Рассмотрим же её поближе и узнаем. Встречайте – «Rage»!
«Как Брюс Уиллис не сумел спасти мир или Просчёт каменного календаря»
Астероид Апофис *[Прим. в конце], обнаруженный учёными в 2004 году, согласно расчётам может столкнуться с Землей через, примерно, двадцать лет. В течение этих лет мировые державы дружно реализовывали проект «Ковчег» (он же «Эдем»), создав склады с оружием, бое- и пищевых припасов, а также призванные сохранить человеческие жизни криокапсулы. В 2029 году Апофис столкнулся с Землей и превратил планету в выжженную пустошь, уничтожив по пути 5 миллиардов человек и стерев с лица земли страны и города. Согласно расчётам учёных, после катастрофы, криокапсулы с людьми должны были подняться на поверхность и выпустить на свободу людей, способных возродить человеческую цивилизацию. Но «неожиданно» что-то пошло не так. Проснувшись после сна длиной в столетье, наш безымянный протагонист обнаруживает, что все его «товарищи» по бункеру умерли давным-давно, да и за таких как он «пришельцев из прошлого» объявлена награда главенствующим на пустошах тоталитарным «Правительством». И дабы разобраться во всём происходящем, наш герой погружается в изменённый апокалипсисом мир, узнавая по пути, что к чему…
Сюжет в «Rage», хоть и сносен, логичен и в меру эпичен, не может порадовать нас особой оригинальностью. И хотя требовать от First Person Shooter’а внятного сюжета с множественными перипетиями сложно, всё же оригинальности могло быть и больше. В нём присутствует некоторая схожесть с «Fallout’ом» и даже «Безумным Максом», ни намёка на интригу и интерес, присущие вышеозначенным вселенным, нам найти не удастся.
Дополнительные квесты, присутствующие в «Rage» в более чем достаточном количестве, могли бы спасти игру, но и тут разработчики откровенно схалтурили. Задания просты как шпала и до жути линейны – сценарии «пойди-найди-принеси», «пойди-вырежи их всех», «отнеси груз-вернись обратно-доложи» и прочие банальности тут дело обычное и встречаются решительно везде. Даже слушать те «веские» причины, по которым персонажам это от нас нужно, не хочется – разве что если есть желание прослушать голос озвучивавших их актёров. По сути, они нужны здесь не более чем для галочки, а также для зарабатывания игровой валюты и прочих вкусностей. Но об этом позднее.
Графическое исполнение игры достойное, но не блестящее. «Rage» может похвастаться довольно-таки немаленьким и почти бесшовным миром, который нам придётся исколесить не раз и не два. Текстуры игры весьма неплохи, освещение выполнено «на ура», объекты, враги и персонажи в частности смоделированы красиво и реалистично. Локации обставлены грамотно и запоминаются своим антуражем: например, логово Призраков, цирковая арена «Mutant Bash TV», каньон Шакалов… Примеров более чем много. Нашлось в ней место и красивым пейзажам и кадрам – особенно вышло у разработчиков небо над пустошью, которому в качестве завершающего штриха не хватает только динамичности. А эффекты взрывов, выстрелов, ударов и прочих выглядят весьма неплохо и радуют геймерский взор.
С другой стороны же мы видим проглядывающую то там, то здесь слабенькую детализацию, бросающуюся в глаза, далеко не лучшую прорисовку удалённых объектов, не лучшую прорисовку многих объектов – оружия, например, и, конечно же, его величество «баг». Да и версия на консоли выглядит несколько хуже, в сравнении с нею же, но на ПК, что несколько портит общее удовольствие.
Что касается звукового сопровождения, то тут придраться не к чему. Саундтрек, автором которого является небезызвестный композитор Род Эбернети, бесподобно вписывается в окружающую атмосферу, дополняя её и помогая глубже погрузиться в неё. Да и остальные звуки не подвели – предсмертные крики/хрип/стоны врагов, взрывы, выстрелы и прочие звучат очень красиво и радуют слух чуть более чем на 100%. Актёрская озвучка тоже удалась на славу – голоса персонажей позволяют передать саму личность и характер персонажа. Единственным недостатком оного фактора является нередкое переигрывание.
«Безумный Макс 4» или Наше спокойствие в нашем оружии
Перейдём теперь к тому, в чём содержится сама суть «Rage», к её ядру – а именно к геймплею. И хотя он не слишком разнится с предыдущими детищами «id Software», но всё же имеет заметные отличия от оных. Их и рассмотрим.
Арсенал наш, хоть и не слишком обширен и представляет собой стандартный набор орудий, но всё-таки довольно любопытных. В него, помимо кулаков протагониста, входят трёхлезвийный бумеранг с наносердцевиной, пистолет, дробовик, АК-47 (Куда ж без него?), гибрид ракетницы с гранатомётом, футуристический арбалет, несколько видов гранат и ещё пара-тройка интересных единиц вооружения. Помимо этого, в нашем распоряжении есть такие замечательные вещи как турели в количестве двух видов.
Первая – турель обыкновенная стационарная, помогающая удерживать позиции и превращать наступающих врагов в горки остывающего мяса. Вторая же представляет собой паукообразного перемещающегося робота, способного помимо дистанционных расстрелов атаковать и вблизи. Подобные радости будут применяться не только нами, но и нашими врагами, так что поберечься стоит. Также в особом издании игры под названием «Anarchy Edition», в игру добавляется два вида оружия.
Почти для каждого оружия присутствует по нескольку видов боеприпасов – бронебойные, разрывные, и пробойные снаряды, электроболты для арбалетов, пули из фелтрита… Словом, их немало, и они тут отнюдь не только для красного словца. Например, без бронебоек справиться с солдатами «Правительства», вооружённых по последнему слову техники, будет ой как затруднительно – пока пробьёшь и до плоти доколупаешься, семь потов сойти успеет. А с электроболтами ещё проще – палим во врага, наслаждаемся тем, как его корежит от убойной дозы тока, при необходимости добиваем. Или, если врагов несколько, и они стоят в воде, палим в одного и через несколько секунд любуемся готовыми трупами.
Но, рано или поздно, оружие становится всё менее и менее эффективным против наращивающих мясо и броню врагов. И тут в игру вступают апгрейды, помогающие уравнять шансы. Улучшений для орудий хватает – есть тут и те, которые увеличивают убойную силу и ёмкость магазина, есть уменьшающие отдачу и скорость перезарядки… Есть даже улучшение для «бумеранга», позволяющее ему снести сразу несколько вражьих черепушек. Помимо этого есть вещи, позволяющие увеличить максимальный запас здоровья и улучшить качество носимой брони. Набор хоть и стандартный, но более чем актуальный. И, естественно, просто так их нам не заполучить.
Заработать нужное количество «вечнозелёных» в игре можно несколькими путями. Первый – он же самый простой – это выполнение тех самых непритязательных дополнительных квестов и участием в мини-играх, за что в наш карман могут перепасть не только деньги, но изредка и схемы, оружие и/или редкие ингредиенты. Второй способ заключается в продаже ценных вещичек, найденных на пустошах, в логовах бандитов или забранных прямиком с их трупов. И, конечно же, третий способ – участие в гонках. Но об этом подробнее.
Колесить по немаленькой пустоши нам придётся на транспортных средствах – квадроцикле, багги и ещё паре видов машинок. Управлять ими проще простого, да и топливо им не требуется вообще (Видимо «духом святым» они заправлены). Машины могут ненадолго включать режим ускорения, что полезно как при отрыве от противников по гонке, так и от шальной пулемётной очереди. Участие же в гонках не только увлекательно само по себе, но позволяет приобрести и гоночные сертификаты – совершенно особую валюту, за которую можно как увеличить полоску ускорения, так и привинтить на тачку пару сантиметров брони, установить электрическое поле, вооружить её до кучи пулемётами и ракетницами… Даже выбрасыватель мин имеет место быть, что уж о других примочках говорить? Можно и просто украсить её каким-нибудь логотипом (Например, тем же самым символом «id» или модным черепом) и привинтить на колёса шипы. Разбить машину не то чтобы очень сложно – нужно лишь поврезаться во все встречные препятствия или встрять в дорожную разборку. Восстановить её до прежнего состояния или пополнить боеприпасы можно в гаражах, но не бесплатно.
Присутствует в «Rage» и такое понятие как крафтинг. Из хлама, в обилии присутствующего на пустошах, можно собирать и создавать огромное количество могущих пригодиться в хозяйстве вещичек – от вышеупомянутых бумерангов и целебных бинтиков, до одноразовых отмычек для электронных замков и турелей обоих видов. Всё что нужно для этого – это схема, да наличие нужного количества ингредиентов в кармане. Проходит ваяние прямо «на коленке» и в любой момент – просто нажми кнопку вызова нужного меню и создавай себе что хочешь и когда хочешь. Да, нереалистично, но тут вся соль не в реалистичности, но в динамичности и скорости происходящего.
Что действительно заслуживает уважения и всяческой похвалы, так это AI, более чем повышающий к игре интерес. Да, если приглядеться, то у врагов имеется всего несколько тактических ходов – например, зажать нас обстрелом или подобраться на расстояние удара и атаковать со всех сторон. Если же мы перестреляли большую часть их боевых товарищей, с криком «Отступаем! Он слишком силён!» они унесутся как можно дальше, где выжидающе залягут в ожидании. Не пренебрегают они и укрытиями, из-за которых не раз и не два ведут прицельный и/или слепой огонь на поражение.
Где-то это уже было? Да, без сомнения. Посчитаете, что это всё, чем он может похвастаться? И крупно ошибётесь… Подстреленный нами и пребывающий в полумёртвом состоянии враг, не будет согласен умереть просто так – он попытается встать или уползти, но, в конце концов, он разочаруется и, усевшись на землю, примется с ожесточением и отчаянными криками обстреливать нас – ровно до момента «вручения» между глаз заряда картечи. Или же, будучи ранеными, просто пытаются скрыться и выжить. Подобных вариантов в игре воистину хватает и за ними очень интересно наблюдать.
Думаете этот единый и негибкий шаблон присущ всем без исключения противникам? И снова промах. У каждой разновидности противников имеется своя собственная модель поведения, делающая схватки более динамичными, интересными и запоминающимися. Члены клана «Призраков», хоть и могут огрызаться изредка пистолетным огнём, всё же отдают предпочтение ближнему бою. Они ловки, они быстры, и они не брезгуют самым настоящим паркуром. Попасть по этим бойцам даже вблизи проблематично – произведённый почти в упор выстрел из дробовика может спокойно уйти в молоко из-за того что враг «летящей походкой» метнётся в сторону и пырнёт в печень острым предметом. Разрисованные в цвета британского флага панки из клана «Диких», хоть и лишены подобного изящества и предпочитают идти напролом с горящей палкой наперевес, не менее (А то и поболее) опасны, ибо обладают более мощной бронёй. О закутанных в кости и шкуры звероподобных «Шакалах» и говорить нечего – их внешний вид и дикий визгливый вой, с которым они бросаются на вас как звери, запоминается надолго. А ведь это лишь малая часть тех, с кем нам предстоит столкнуться в ходе игры – есть ведь и похожие на упырей мутанты, и бойцы прочих кланов, и солдаты военных… Нашлось место в ней даже некоторым подобиям боссов.
Учитывая их количество и желание отправить протагониста на тот свет, проблемы у нас будут возникать регулярно. Хотя умереть в «Rage» достаточно сложно – во-первых, здоровье восстанавливается за считанные секунды, стоит лишь немного отсидеться, или хотя бы не попадать под пули. А во-вторых, после нанесения критического урона, нам будет предложено сыграть в мини-игру «дефибриллятор». Она проста и крайне понятна – нужно лишь в нужное время и место жать на кнопки и вуаля – здоровье восстановлено, а нанесшая удар вражина сотрясается от удара током.
Присутствует в «Rage» и мультиплейер. Хотя мультиплейер – это, пожалуй, слишком громкое название. Почему? Да потому что насчитывает он всего-навсего два режима: кооператив, да гонки на багги.
Режим кооператива, также известный как «Legends of the Wasteland», довольно удобен, динамичен и интересен. Силуэт нашего товарища виден, если он где-то скрылся, да и если умудрился погибнуть, его можно очень быстро реанимировать. Увы, но доступно для кооперативного прохождения около 9 миссий, но не более, что вызывает досаду.
Второй режим под названием «Road Rage», представляет собой типичнейший «Deathmatch». Всё что нужно делать – это выруливать на вооружённом до зубов багги на отдельно взятой арене и расстреливать соперников столько, сколько душе угодно. Но спустя несколько подобных раундов, бывший поначалу весёлым режим просто наскучивает до смерти.
Подведём же итоги. Вторично-третичный сюжет, убогонькие и не вызывающие ровным счётом никакого интереса доп. задания и аналогичного рода персонажи, а также откровенно не лучшим образом реализованный мультиплейер – всё эти недостатки и есть камни, тянущие «Rage» на дно. Игру спасает увлекательный игровой процесс, графическая и музыкальная составляющая, а также интересный и по-своему затягивающий мир. Да, ей не грозит звание шедевра, но игра изначально не претендовала на этот титул. Кому-то она покажется глупой, скучной и недостойной внимания, но всё же в ней более чем стоит скоротать несколько вечеров.
Геймплей – 7 баллов
Графика – 7,5 баллов
Звук – 8 баллов
Управление – 8 баллов
Мультиплеер – 6 баллов
Общий балл – 7.3 балл
*Реально существующее небесное тело, кстати говоря. По прогнозам учёных, в 2029 году Апофис должен пройти на расстоянии около 37 500 км. Но ввиду неточности начальных данных есть некоторая вероятность столкновения данного объекта с нашей планетой в 2036 или последующих годах)