Обзор F.E.A.R. 3
«F.E.A.R.» и «F.E.A.R. 2: Project Origin», за появление которых ответственна студия «Monolith», без сомнения известны среди игровой общественности. Отличительными чертами этой серии – помимо проработанного и достойного экранизации сюжета и динамичного игрового процесса – стали гармонично скомбинированные черты мистики, мрачной атмосферы, хоррора и First Person Shooter’а.
По поводу же третьей части, разработкой которой занимались не создатели франшизы, а «Day 1 Studios», поддерживаемые Джоном Карпентером и Стивом Найлсом, задолго до выхода оной кипели споры. Оно и понятно – ведь судя по материалам, изредка предоставляемыми разработчиками, от той мистики, что была в предыдущих играх серии, остались жалкие огрызки. И вот теперь, спустя два года разработки, игра увидела свет. Но каков он, этот новый «F.E.A.R.»? Узнаем… Итак, встречайте – «F.E.A.R. 3»!..
«Моя семья или Апокалипсис имени Альмы»
События третьей части тесно связаны с «F.E.A.R. 2: Project Origin» и начинаются после окончания событий в ней произошедших. Альма, забеременевшая от Беккета во втором эпизоде, рожает очередного сына. И её родовые схватки явственно отображаются на реальности: искажается пространство, сходят с ума люди, проявляются непонятные кровожадные твари…
С самого начала нам предстоит играть за Оперативника – сына Альмы и протагониста первой части – из которого сотрудники «Армахэма» пытаются выбить местонахождение Альмы. Но, благодаря внезапно воскресшему в виде, то ли призрака, то ли астральной проекции Пакстону Феттелу, он освобождается из плена и вместе с незримо присутствующим братом, направляется на поиски Альмы. Но у каждого из них имеются на маму – равно как и рожаемого Альмой «братика» – собственные планы.
Сюжет, как кажется поначалу, не блещет интригой и оригинальностью. Но ближе к концу она раскрывается, показывая иную свою сторону. К тому же в игре появился некоторый намёк на нелинейность. В зависимости от того, как вы играли в «F.E.A.R. 3», сколько обнаружили светящихся тел – так называемых «Психических звеньев» – и сколько раскрыли достижений, изменится и концовка игра (Которых тут всего две).
«F.E.A.R. 3» не может похвастаться сверхсовременным графическим исполнением и более всего напоминает свою предшественницу – просто более детализированную и отшлифованную до нужной планки. Игровые локации заполнены немалым количеством деталей, дополняющих и передающих окружающую атмосферу. Наиболее полно их в главе, где мы пробиваем себе путь через супермаркет, заполненный до краёв сошедшими с ума сектантами и не менее «двинутыми» каннибалами. Человеческие тела, подвешенные на крюках рядом со свиными тушами, покрытые кровавыми разводами и рисунками стены, расставленные повсюду свечи, капающая с пола на потолок кровь… Особенное умиление вызывает покрытая кровью детская колясочка, стоящая в круге из свечей.
Что бросается в глаза через несколько минут после начала игры – так это спецэффекты. Взрывы, стрельба, характерный эффект размытия при использовании замедления времени… Этого добра в игре много, и визуальное оформление оных способно порадовать глаз. Нельзя обделить вниманием и кат-сцены. Вот они выполнены со всем тщанием и старанием. Также они крайне кинематографичны, красивы и интересны – этого у них не отнять.
Но и «F.E.A.R. 3» имеются графические минусы. В игре довольно много не слишком детализированных объектов и мутновато-грязных текстур. Да и анимация персонажей получилась немного кособокой. Играя, иногда замечаешь их излишне дёрганые и не обладающие особой пластикой движения. Но это заметно по большей части в те моменты, когда за ними тщательно следишь.
Композитор Джейсон Грейвс сумел создать множество отлично вписывающихся, дополняющих атмосферу и помогающих погрузиться в игру музыкальных дорожек. Окружающие нас звуки в «F.E.A.R. 3» выполнены довольно грамотно, надо отдать должное. Взрывы, звуки борьбы, рычание монстров, грузный топот огромных боевых экзоскелетов… Всё это звучит довольно реалистично. Единственным минусом этой части игры являются звуки стрельбы, которая звучит не самым правдоподобным образом.
Актёрская игра тоже заслуживает уважения. В их интонациях явственно можно прочесть испытываемые ими эмоции, а в голосах явно звучит энтузиазм. Особенно удался голос Пакстона Феттела – от его грубоватого и хриплого голоса прямо-таки веет харизмой. Помимо Феттела нам встретятся и иные знакомые персонажи. В число их входят и Джин Сун-Квон из отряда Оперативника и протагонист второго «F.E.A.R.’а» Беккет и некоторые другие.
«Один против ста»
А что же геймплей? Насколько он ушёл от традиции первой и второй частей?
Разработчики из «Day 1 Studios» оставили игровой процесс почти без изменений. Также как и в первой и второй частях, Оперативник бодро нашпиговывает врагов свинцом, фирменным хуком ломает им челюсти и с силой впечатывает свой кованый ботинок врагам в лоб при прыжке.
Неизменной осталась и фирменная фишка серии «F.E.A.R.» – замедление времени. При входе в него окружающее пространство слегка размазывается, а противники существенно замедляются. Невооружённым глазом можно видеть летящие вокруг пули, распространяющиеся взрывные волны, летящие осколки от разорванных пулями объектов.
Также изменилась и система HUD. Отныне мы не можем видеть полоску здоровья персонажа – только ту информацию, что касается оружия и замедления времени. Определять уровень здоровья приходится по уровню покраснения экрана – чем он мутнее, тем мы ближе к смерти. Аптечек в игре тоже нет, но они и не нужны: ведь для того чтобы восстановить себе здоровье нам достаточно десять секунд отсидеться в укрытии.
Из нововведений в игровой процесс добавились следующие элементы: подкат и система укрытий. Подкат позволяет не только резко сократить дистанцию до ближайшей цели, но и уклониться от пуль, расстрелять в замедлении тормозящих врагов и сбить с ног не успевшего уйти с дороги «ближнего своего».
Система укрытий довольно проста в своём действии и действует таким же образом, как и подобные ей системы во многих современных шутерах. Оперативник под нашим контролем способен укрывать за всеми мало-мальски годными для ведения защитных действий. Укрытия, по большей части, пуленепробиваемы, но попадаются среди них и разрушаемые «щиты».
Разработчики перенесли в игру и полюбившийся многим элемент из второй части – а именно экзоскелеты. Те немногочисленные эпизоды с их применением насыщены разрушением окружающей обстановки и разносу врагов на кусочки кровавого дымящегося мяса. Всего в игре два типа экзоскелетов – обычный и тяжёлый. Обычный экзоскелет, вооружённый ракетницами и лазером, позволяет нам быстро бегать, но не так защищён. Тяжёлый экзоскелет в этом смысле гораздо более прочен. В число его способностей входит включение защитного поля, а также не в пример более мощное вооружение. Но в отличие от своего собрата он очень и очень медленный.
Разработчики позволили нам носить с собой только два типа вооружения и несколько типов гранат. На первый взгляд кажется, что этого слишком мало, но на самом деле их и гранат – осколочных, светошумовых и электрических – вполне достаточно для разноса врагов на куски. Помимо банальных пистолетов, автоматов и дробовиков в игре присутствует снайперская винтовка, гранатомёт, электрическая пушка и некоторые другие любопытные образцы.
Враги в «F.E.A.R. 3» делятся на два типа: на солдат-сотрудников «Армахэма» и на порождения больного разума Альмы. Кадры «Армахемовцев» не ограничиваются одними лишь пехотинцами – есть в их числе и снайперы, и вооружённая ракетницами тяжёлая пехота, проходящие прямо сквозь стены вояки с электропушками, вражеские экзоскелеты… Собственно, именно они и составляют основную массу наших врагов на протяжении игры. Солдатское однообразие приятно разбавляют сошедшие с ума люди, чьё поведение и громкие вопли неуловимо напоминает заражённых их «Left 4 Dead», да порождённые фантазией Альмы собакоподобные монстры, не отличающиеся приятной внешностью.
ИИ противников, увы, выполнен неоднородно. Если же «Армахемовцы» время от времени способны удивить своими тактическими ходами, то у монстров и сумасшедших культистов не наблюдается даже намёков на подобные изыски – они всё прут и прут напролом, пытаясь задавить нас мясом. А это нельзя приписать игре в плюс.
Атмосфера, присущая первому и второму «F.E.A.R.», увы, почти отсутствует… Та мистика и мрачность практически полностью исчезли. Игровой процесс более всего похож на такие шутеры как «Medal of Honor» или же «Modern Warfare». Те же моменты, которые по замыслу разработчиков должны пугать, не слишком-то впечатляют. Ладно бы они различались между собой, но эти «моменты ужаса» не просто банальны, но и повторяются по ходу игры из раза в раз, напрочь убивая всю попытку хоть как-то сохранить атмосферу предыдущих частей.
Помимо Оперативника доступен в игре и обещанный разработчиками Феттел, со всем арсеналом паранормальных способностей. Есть возможность поиграть им и в синглплейере – сразу по прохождению какой-нибудь главы за Оперативника, мы можем переиграть эту главу за его паранормального призрачного братца.
Доступен в игре и весьма интересный кооперативный режим, в котором возможно сыграть со своим другом и за Оперативника и за Феттела. Обычно в подобные моменты игры со своим другом игра превращается в интересное развлечение. Феттел может закидывать врагов сгустками эктоплазмы, забивать его до смерти окружающими предметами в стиле полтергейста, взорвать его силой мысли. Также он может поднять врага в воздух, а Оперативник беспрепятственно его расстрелять. В арсенал Феттела входит и вселение, благодаря которому он может подчинить себе вражеское тело – вселяться он может только в культистов и в «Армахемовцев», но не в демонов – и устроить в тамошнем тылу кавардак, в то время как Оперативник будет прижимать врагов ещё и спереди. Подобное совместное прохождение оставляет приятные впечатления.
Как призрак, Феттел может видеть некоторые скрытые от глаз Оперативника проходы и тайники. Но не следует сильно обольщаться по этому поводу. В тайниках нет ничего особенного кроме как гранат и оружия – полезно, но не слишком оригинально. Проходы же всего лишь позволят вам зайти в тыл противнику, но не более.
Имеется в игре и мультиплейер. И вот она – настоящий источник удовольствия этой игры. Всего в ней несколько онлайн-режимов: «Fu**ing Run», «Contractions», «Soul Survivor» и «Soul King».
Сначала рассмотрим более-менее банальные режимы. «Contractions» – это режим с зомби, почти аналогичный тому, который имеется в последних играх серии «Call of Duty». В «Soul Survivor» во время перестрелки с солдатами на одного из игроков насылается проклятие, после чего он должен заразить как можно больше товарищей по игре.
Гораздо менее банальными режимами являются оставшиеся два режима. В «Fu**ing Run» на команду игроков насылается огромная всепожирающая «Стена смерти», с немалой скоростью преследующая их. Победить её невозможно, остаётся только бежать от неё через различные ходы, улицы и переулки. Ситуация осложняется двумя факторами: наседающими по дороге солдатами «Армахэм», от которых приходится отстреливаться, а также тем, что в случае гибели одного из игроков всё придётся начинать с начала.
В «Soul King’е» нам под контроль даётся призрак, управляя которым вы начинаете убивать солдат и завладевать их душами. Смысл соревнования довольно прост – тот, кто насобирает больше всего душ, выигрывает.
Подведём итоги. Увы, но «F.E.A.R. 3» не обладает настоящим духом серии. Да, игра динамична и интересна, но, увы, мало что унаследовала от мистики и загадочности предыдущих частей. Игра без сомнения понравится игрокам-поклонникам серии и любителям FPS, но не слишком придётся по вкусу тем, кто гонится за прежней атмосферой игр этой серии.
Геймплей – 7 баллов.
Графика – 7,5 баллов.
Звук – 8 баллов.
Управление – 8 баллов.
Мультиплеер – 8 баллов.
Общий балл – 7.7 балл