Обзор Duke Nukem Forever
В чрезвычайных ситуациях, Служба Спасения звонит Ему…
Его ухо однажды укусило Майка Тайсона…
Однажды Он убил Два камня одной Птицей…
Оружия массового поражения нет – есть только Он!
И его зовут… Дюк Нюкем!..
Не осталось, пожалуй, тех, кто не слышал бы о столь знаменитом персонаже, лицом напоминающем актёра Дольфа Лунгрена, а мышцами – Шварценеггера в его лучшие годы. Его выражения, наполненные пошлостями, грубостью и цинизмом, стали самыми настоящими цитатами, позволяющими где угодно узнать одного из известнейших героев олдскульных шутеров. А история его жизни считается одной из самых длинных и известных игровой общественности…
Впервые Дюк предстал перед всем светом в 1991 году, 1 июля. Тогда он ещё не носил солнцезащитные очки, не являлся специальным секретным агентом США, разрушающим инопланетные армады направо и налево. Он был человеком, которого ЦРУ наняло для борьбы с сумасшедшим Доктором Протоном, который с помощью своей армии техботов хотел захватить власть в мире. Думаете, Дюк испугался? Нет, он взял в руки пистолет, миномёт, базуку и пошёл разбирать тупые жестянки на металлолом. Дюк уже тогда успел побывать на Луне, в опустошённом разрушениями городе и даже совершил вояж в будущее. Но всё это было лишь первой частью «саги о Дюке». Что же было во второй?
Во второй части, прямо во время пресс-конференции, где Дюк рассказывал о написанной им книге «Почему я настолько крут», на него напали инопланетяне ригелатины, возжелавшие захватить мир. И для этого им понадобился мозг самого Дюка!.. Но Дюк, как и любой главный герой, спас мир от злобных пришельцев и вновь получил свои заслуженные овации. Ура, Дюк, ура!..
В 1996 году свет увидела игра «Duke Nukem 3D». В отличие от двух первых частей, бывших двухмерными платформами, «Duke Nukem 3D» стал игрой от первого лица а-ля «Doom» и «Quake».Но игра не стала их клонами – нет, она привнесла с собой столько нововведений и неожиданных идей, что, по сути, может считаться отцом многих современных FPS.
Сюжет повествовал о следующем: на Землю вновь вторглись инопланетяне, которые не только решили поработить её жителей, но и отнять у нас самое дорогое – наших милых, красивых и жарких цыпочек! Сплюнув и сказав: «Nobody steals our chicks… and lives», Дюк отправился в космос. Пройдя сквозь горы инопланетных трупов, океаны слизи и крови и уничтожив инопланетную Королеву, Дюк вернулся домой и на крыльях победы полетел пожинать плоды славы и женских ласок…
С момента выхода третьей части прошло около 14 лет. Только вдумайтесь – 14 лет! Да на создание атомной бомбы меньше времени ушло!.. За время разработки четвёртой части Дюка Нюкема многое случилось: появилось огромное количество фильмов, во главе США стал первый за всю её историю чернокожий президент Барак Обама, ураган Катрина почти разрушил Новый Орлеан… Всего не перечесть – просто не хватит времени. Но ничто не смогло помешать выходу Дюка Нюкема. И сегодня мы наконец-то можем оценить этого гиганта игростроя, этого динозавра игрового мира… Встречайте – «Duke Nukem Forever»!!!
«Пришёл, увидел, всех убил»
Со времени событий игры «Duke Nukem 3D» прошло не меньше времени. Всё это время Дюк не сидел сложа руки – он слетал на Луну и обратно, покорил Эверест, выиграл несколько «Оскаров», голыми руками поймал акулу… К самому началу игры Дюк собрался уходить на покой и оставить всю «героику» позади. Огромный многоэтажный особняк, собственный стриптиз-клуб, две сексапильные близняшки, да гремящая на весь мир слава спасителя Земли… Не самое ли время для того, чтобы закатить самую большую вечеринку в честь выхода на пенсию?.. Самое! Но, увы… Этому не суждено было сбыться.
Как раз тогда инопланетяне начали новое вторжение. Президент США, надеясь на мирное разрешение конфликта, попросил Дюка не вмешиваться. Но тот, увидев, как пришельцы крадут его цыпочек, впал в гнев и, выкрикнув «Они забрали наших девочек, бл*ть!», взял в каждую руку по пушке, и устроил масштабную войну с обилием слизи, крови, выстрелов и сисек…
Собственно на этом и заканчивается сюжет «Duke Nukem Forever» — дальше начинается одно сплошное действие, выражающееся стрельбой, мясом и – куда ж без них? – пошлостями. В игре огромное, непомерное количество «сальных» шуток и цинизма. Да чего только одно начало игры стоит!.. Будь это не «DNF», а какая-либо другая игра, обилие всех аморальных цитат, поступков и прочего поставило бы на ней жирный крест задолго до выхода. Но «Duke Nukem Forever» никогда не был обременён обилием моральных ценностей и прочими мелочами. Пошлость тут будет встречаться почти на каждом шагу. Приведу пару примеров: городок в стиле Дикого Запада под названием «Morningwood», тройные сиськи развешанные по стенам Логова, часто повторяющаяся по ходу действия цифра «69» — отсылка к одноименной позе…
Графическое исполнение игры… Ну, оно получилось не столь блестящим, как хотелось бы. Окружающая обстановка выполнена весьма неплохо. Оружие, монстры, персонажи – это выглядит реалистично, хоть и старовато: по сравнению со скриншотами и видео, датированных аж 2008 годом, графика игры не претерпела каких-то суперизменений. Да, её обновили, сделали более красивой, но некоторая её отсталость всё же просматривается. Также игра может похвастаться хорошим освещением и довольно красивыми эффектами – стрельбой, взрывами и прочим.
Но есть у неё и минусы. Детализация выполнена несколько неравномерно: хотя по большей части она является весьма качественной, но в редкие моменты становится откровенно убогой. А прорисовка дальних расстояний подчас вызывает откровенное отвращение.
Звуковое сопровождение игры выполнено на весьма высоком уровне. Почти весь саундтрек «DNF» составляет рок и тяжёлый металл. В число композиций, попавших в игру, входят следующих музыкантов: «The Prodigy», треш-метал группа «Megadeth», Микки Авалон и прочие. Саундтрек весьма органично смотрится на фоне игры, с лёгкостью вписываясь в неё. Да подошла ли бы сюда какая-нибудь иная музыка?..
Качество актерской озвучки весьма хорошее. Голос Дюка со времени предыдущей игры почти не изменился, его речь насыщена пошлостями и ругательствами, да и сам он сыплет знакомыми до боли цитатами направо и налево, что не может не радовать тех, кто знает его по предыдущим частям игры. Да и озвучка остальных персонажей ничуть не хуже.
А вот русская локализация, которая, кстати, есть только в РС версии, могла бы быть лучше. Нет, она не так плоха, как могла бы быть. Но всё же она хуже английской версии. Многие, переведённые на «великий и могучий» словечки и фразы, часто не совпадают с оригинальным значением и не передают весь их колорит. Да и голос актёра, который озвучивает Дюка Нюкема – а до этого озвучивал Шрека – не шибко подходит протагонисту.
«Always Bet on Duke!..»
Длительность разработки игры не самым лучшим образом повлияла на геймплей «Duke Nukem Forever». Геймплей, если говорить открыто, поначалу весьма однообразен. Перемещаясь по локациям, мы почти всегда занимаемся одним и тем же: отстреливаем врагов, появляющихся с разных сторон. Динамика процессов, происходящих в это время на экране, весьма близка к тем самым игровым тирам 90-х годов.
Но с середины игры он – геймплей – становится интереснее. Появляются более интересные и разнообразные решения, а игра незаметно становится всё более динамичной и начинает вызывать откровенный интерес.
Игровой процесс был бы значительно менее интересным, если бы в нём не присутствовало то немалое количество стёбных, смешных и интересных моментов, которые разбавляют скучноватый геймплей. Подобные моменты дополняют ту атмосферу нереальной крутости, что окружает Дюка. Сюжет предоставит нам возможность прокатиться на монстр-траке Дюка по пустыне, и совершить поход по казино и кухне в уменьшенном виде – голос уменьшенного Дюка в эти моменты вызывает ассоциацию того, что тот надышался гелием – и многие другие, не менее абсурдные эпизоды.
На этом «театр абсурда» не кончается. Игра предоставляет нам немалое количество дурацких и на первый взгляд лишних, но на деле дополняющих атмосферу возможностей: мы можем пойти в туалет и отлить по нужде, прыгнуть задницей на ксерокс и сделать хорошую копию зада протагониста… Вариантов много. Многим современным игрокам, не игравшим в предыдущие части, вряд ли будет понятен весь смак подобных моментов, большая часть которых насыщена откровенно туалетным юмором.
Впрочем, помимо «разбавления» геймплея, эти действия преследуют и иную цель. Подобные действия на пару с многочисленными минииграми – бильярдом, аэрохоккеем, игровыми автоматами, поднятием тяжеленной штанги в спортзале – немало способствуют укреплению нашего ЭГО, играющего в «DNF» роль полоски здоровья. Как таковых аптечек в игре нет – ведь ЭГО регенерирует за пару минут отсидки в тихом месте, коих в локациях предостаточно. Но это вовсе не значит, что надо грудью кидаться на ракеты, кулаки и пули. Есть у этого и иная причина: в игре нет такого понятия как «быстрое сохранение». Умерли – будьте любезны начать с последнего чекпоинта.
Чего в игре много – помимо стрельбы и юмора – так это пасхалок. Если присматриваться по ходу игры к локациям и тщательно их обшаривать, то можно заметить многочисленные отсылки к играм, фильмам и персонажам, прославившихся за время разработки самой игры. Так, например, в игре существуют отсылки к играм «Halo», «Dead Space», «Donkey Kong»; фильмам «Сияние», «От заката до рассвета», «Вспомнить всё», «Начало»… Пасхалок тут действительно предостаточно, а их поиск – занятие интересное.
Игровой арсенал почти полностью перекочевал из «Duke Nukem 3D» – разве что были убраны пару пушек и на их место были добавлены несколько инопланетных. В число пушек, присутствующих в игре входят: кулаки Дюка, сделанный из золота пистолет, дробовик, ракетомёт, замораживатель, уменьшитель и прочие. Рецепт их применения также не изменился: заморозив врага можно разбить его ударом на мелкие кусочки, а уменьшитель – вот неожиданность – превращает врагов в карликов, смачно давящихся кованым Нюкемским сапогом…
Но таскать с собой весь смертоубийственный арсенал не получится. Разработчики позволили тягать с собой лишь два ствола за раз, не считая гранат и прочего дополнительного снаряжения.
Список врагов не блещет чем-то незнакомым. Почти все враги в игре знакомы нам по предыдущим играм: свинокопы, октабрейны, жуки, вылупляющиеся из животов девушек – явная отсылка к серии фильмов «Чужой» – а также несколько не менее знакомых нам видов инопланетян.
Одна из визитных карточек олдскула – битвы с гигантскими боссами – имеет место быть в «DNF». Но вот как они сделаны… Ну, в общем, они сделаны. Для того чтобы победить их не надо выискивать особых тактик и стратегий – достаточно бегать от них, уворачиваться от лазеров/ракет/ударов, да постреливать в них из чего-нибудь убер мощного. Единственным интересным боссом, пожалуй, является Королева Логова, у которой есть хоть какая-то отличительная особенность.
У игры существует четыре режима онлайн-игры. Помимо трёх традиционных мультиплейерных режимов для FPS – «Deathmatch», «Team Death Match» и «King of The Hill» – в игре присутствует режим под название «Capture the Babe», что является изменённым вариантом режима «Capture the Flag». Цель состязания – захватить дамочку и принести её на свою базу. Ситуация осложняется тем, что дамочка активно мешается – зовёт на помощь и регулярно машет руками перед носом, мешая прицелиться. К тому же есть определённый лимит времени, за который надо перенести к себе на базу всех дамочек.
Подведём итоги. «Duke Nukem Forever» в наше время выглядит настоящей «белой вороной», иначе и не назовёшь. Мало кто способен понять всю прелесть этой игры, несущей в себе отпечаток того самого времени, когда игры вызывали неподдельнейший интерес, который вызовет не всякая суперсовременная игра. Выйди она на несколько лет раньше – и её оценило бы значительно большее количество людей. Но, увы, вышло иначе.
Те, кто ищет в каждой игре только самые современные идеи и супер-графику, попросту отвернуться от «DNF». Но все те, кто ждал, те, кто верил, что игра выйдет, а также те, кто просто захотел приобщиться к «олдскулу» в новой современной обёртке, оценят нового Дюка таким, какой он есть – хамоватым, грубым, неопрятным, но родным и близким…
Геймплей – 7.5 баллов.
Графика – 7 баллов.
Звук – 9 баллов.
Управление – 9 баллов.
Мультиплеер – 8 баллов.
Общий балл – 8.1 баллов