Обзор Alice: Madness Returns
Талантливый геймдизайнер Американ Джеймс Макги, хотя и принимал участие в разработке многих игр, прежде всего, известен своим, вне всякого сомнения, нестандартным проектом – а именно игрой «American McGee’s Alice», увидевшей свет в 2000 году. Сюжет игры рассказывал о том, что происходило после событий описанных в книге Кэрролла. В доме Алисы случился пожар, в результате которого погибли её родители, а сама девочка спаслась, получив сильные ожоги и сильнейшие травмы психики. Проведя несколько лет в психлечебнице Рутледж, Алиса решается на то, чтобы вернуться в Страну Чудес. Но вместо сказочного, яркого и дружелюбного места её встретил мир, где править балом стали жестокость, насилие и безумие…
Именно из-за своей мрачности и нестандартности игра получила положительные отзывы не только критиков, но и геймеров. Игра могла похвастаться отличным сюжетом, безумной и гнетущей атмосферой, отличным саундтреком, а также хорошей – по тем временам – графикой.
Последующие эксперименты с исковеркиванием атмосферы сказок и превращением их в подобие готических романов не принесли Американу настолько же удачных результатов, какие получились в результате эксперимента с «American McGee’s Alice». А потому немудрено, что игра – хоть и спустя десяток лет – получила продолжение. Но какова же она, эта новая Алиса от Макги? Насколько она изменилась и как далеко ушла от первой части?.. Узнаем это прямо сейчас. Итак, встречайте – «Alice: Madness Returns»…
«The smile of madness and the heart of darkness…»
«Alice: Madness Returns» – является прямым продолжением первой части. С того времени прошло ни много ни мало десять лет. Алиса, все еще не оправившаяся от эмоциональной травмы, ныне живёт в Лондоне, в приюте для душевнобольных детей, где психиатр при помощи гипноза пытается вылечить страдающую от кошмарных галлюцинаций и болезненных воспоминаний девочку. Да только ничего ей не помогает. Отправившись на рынок за лекарствами, она встретила своего бывшего психиатра из Рутледжа, которая и помогла ей перебраться в Лондон. Но из-за посетивших её в тот момент галлюцинаций, Алиса снова попадает в Страну Чудес, где на сей раз поселилось более страшное зло. Алиса решает сама раз и навсегда разобраться со своими воспоминаниями и найти ответ на волнующий её вопрос – что же случилось с её семьёй десять лет назад?.. И ответ придется искать в Стране Чудес, ставшей не в пример более зловещей и безумной чем ранее.
Сюжетная линия «Alice: Madness Returns» не менее интересная и интригующая чем первая часть, к которой она имеет прямое отношение. Многие моменты переплетаются с событиями предыдущей части. По ходу действия мы встретим знакомых ранее персонажей – Чеширского кота, бережно перенесённым из приквела, уродливую Герцогиню, Безумного Шляпника и прочих, не менее знакомых нам личностей.
Графическое исполнение игры выполнено на весьма и весьма высоком уровне. Пейзажи Страны Чудес не только тщательно детализированы и прорисованы, но по-своему неповторимы и притягательны; каждая выполнена в своём уникальном стиле: яркие, радостные локации незаметно сменяются на руины, полнящиеся огромными разрушенными предметами человеческого быта; часовой замок Шляпника, заполненный шизофренического вида механизмами… И всё это в лучшей степени приправлено атмосферой декаданса и лёгким налётом готики.
Резким контрастом по отношению к фантасмагории Страны Чудес является Лондон 19-го века. Его грязные мощёные улочки и мрачные, гротескные и уродливые обитатели, вкупе с видимым вокруг откровенным упадком, создают непередаваемую и своеобразную игровую атмосферу.
Но есть у графики и минусы. Если присмотреться к окружающей обстановке, то, рано или поздно станет заметна некоторая шероховатость и недостаточная полировка игрового мира, что слегка отрицательно сказывается на восприятии игры. Да и те участки, где нам придётся прогуляться по Лондону, крайне линейны и скучны, что не может прибавить игре плюсов.
Музыка в «Alice: Madness Returns» выполнена со всем старанием. Для игры было создано более двадцати атмосферных композиций, над созданием которых работали композиторы Джейсон Тай, Маршалл Кратчер и Крис Вренна. Взяв за основу стиль саундтрека «American McGee’s Alice», они создали музыку, превосходно вписывающийся в окружающую обстановку и дополняющий её.
Озвучка персонажей заслуживает отдельного рассмотрения. В озвучке приняли участие почти те же самые актёры, что озвучивали первую часть. Особенно прекрасно был озвучен Чеширский кот – этот рычаще-мурлыкающий голос трудно забыть или спутать с кем-либо ещё. Впрочем, это относится ко всем персонажам.
«Фантасмагория во плоти»
Геймплей в «Alice: Madness Returns» заметно отличается от того, что был в «American McGee’s Alice». Но чем же? Рассмотрим поближе…
Игровой процесс был разбит разработчиками на три элемента: платформер, паззл и экшен.
«Платформенные» участки уровней могут похвастаться хорошим дизайном. Поначалу они не требуют особой сноровки, но постепенно становятся чуть более сложными. Правда, только чуть. Этот аспект, слишком часто повторяющийся по прошествию игры, успевает довольно быстро надоесть.
Паззлы, к сожалению, тоже не требуют особой работы мысли. Всё что нужно, пожалуй, на подобных этапах, так это найти рычаг/кнопку/панель и использовать её, дабы открыть себе дальнейший проход через уровень. Его общую однообразность компенсируют мини-игры, 2-D аркады, загадки и прочие любопытные элементы.
А вот та часть, что посвящёна экшену, требует гораздо более подробного рассмотрения.
Арсенал Алисы, по сравнению с первой частью, заметно оскудел. В отличие от «American McGee’s Alice», где в нашем распоряжении было десять видов оружия, в «Madness Returns» у нас осталось шесть. В арсенал входят: кухонный нож, перцемёт, часовая бомба, подрывающая неразрушимые тонкие стены, зонтик, отражающий запускаемые врагами снаряды, палка с лошадиной головой, сокрушающая хлипкие преграды, объекты и пробивающая защиту сильных врагов, а также чаестрел, действующий наподобие гранатомёта.
Огнестрельное оружие в игре используется не только для умерщвления врагов, но и для прохождения головоломок и поисков секретов. Также всё огнестрельное оружие в игре не требует боеприпасов и ограничено лишь временем функционирования. Если оружие перегреется, то придётся чуть-чуть подождать, но в бою секунды промедления могут обернуться значительной потерей здоровья, а то и вовсе смертью с последующим рестартом с контрольной точки.
Оружие также можно улучшать при помощи разбросанных по всем уровням молочных зубов Алисы. По мере прокачки внешний вид оружия меняется, а само оно – что естественно, становится сильнее и смертоубийственней. Но меняется не только оружие. По мере прохождения меняется и внешний вид самой Алисы. Но тут уже чисто эстетическая функция, не более и не менее.
Изменилась и сама система боя. Вместо кристаллов силы воображения, как то было в предыдущей игре, противники оставляют после смерти зубы и розы, восполняющие запас здоровья. Да и само оружие не требует использования силы воображения (которого здесь попросту нет), что упрощает игровой процесс.
Также Алиса обладает некоторыми способностями. Приобретя в самом начале способность к уменьшению, она может пробираться в области, в которые невозможно было бы пробраться в обычных обстоятельствах – в узкие щели и норы, которых полным-полно на уровнях и где можно найти зубы или воспоминания Алисы – маленькие диалоги, напоминающие аудиодневники из «Bioshock’а». Также при уменьшении становится возможным разглядеть некоторые скрытые надписи, являющиеся подсказками и невидимые платформы.
В число способностей входит возможность превращения Алисы в стайку бабочек, чтобы увернуться от вражеских атак. Подобный элемент, вкупе с хорошей и продуманной боевой системой, значительно повышает динамику геймплея. Если Алиса умрёт, то превратившись в стайку, она соберётся на последней контрольной точке.
Стоит упомянуть и особый режим под названием «Hysteria». Возможность войти в него предоставляется только в те моменты, когда здоровье Алисы оказывается на очень низком уровне. При входе в него вся окружающая палитра сменяется на чёрный, белый и красный цвета. Но изменяется не только это. Внешний вид протагонистки становится пугающим и жутким, она получает временную неуязвимость, да и наносимый ею урон становится весьма и весьма высок. Но этот режим ограничен во времени, поэтому не слишком на него надейтесь – это не столько оружие, сколько последнее средство для выживания.
Список и внешний вид врагов в «Madness Returns» довольно впечатляющ и интересен. Тут и твари, состоящие из чёрной слизи и кукольных голов, гоблины с лицом Шляпника, сражающиеся при помощи чайной посуды, глазастые пауконогие бронированные чайники и болты с крылышками. Есть тут и карты, знакомые по предыдущей игре. Правда, теперь представители этого вида врагов выглядят как воскресшие мертвяки – черепушки под капюшонами вместо голов, заштопанные части тел, прорезанные сквозь тела карточные масти… По правде говоря, список врагов в игре блещет разнообразием и интересным, хоть и отдающим откровенной шизофренией видом.
А вот битв с боссами, каковые были в предыдущей части, считай что и нет. Единственным Боссом с большой буквы является лишь противник, появляющийся в самом конце игры. Остальные же «боссы» — это просто гипертрофированные соперники, которые нарастили дополнительные жизни и приобрели пару дополнительных функций. Увы и ах, но это так…
Подведём итоги. «Alice: Madness Returns» – игра столь же неоднозначная как и оригинал. В её лице нам представили довольно интересную и стоящую для просмотра игру. Если вы заинтересованы в играх, где балом правит готика, нуар и чистой воды фантасмагория, если вам понравилась первая часть и вы хотите познакомиться со второй, или вы просто хотите получить удовольствие – тогда эта игра для вас!..
Кстати, покупая консольную версию Alice: Madness Returns, вы также получите код на скачку HD ремейка оригинальной American McGee’s Alice.
Геймплей – 7 баллов
Графика – 8 баллов
Звук – 9 баллов
Управление – 7 баллов
Общий балл – 8 баллов