Миссия «уничтожить всех землян»: рецензия на XCOM: Enemy Unknown
XCOM: Enemy Unknown, современная адаптация оригинальной игры 1994 года. В 2012 году у молодого поколения есть шанс взглянуть на то, во что раньше играли более взрослые игроки. А так же, испытать те чувства, которые когда то получали они. Для более взрослых игроков это, наконец, шанс поиграть в одну из своих любимых игр и просто отличная возможность по ностальгироватью.
Удачи, командир
Для тех, кто не знает о чём игра XCOM: Enemy Unknown стоит знать следующее. На землю нападают пришельцы. Все в панике и не знают что делать. Власти всех регионов тут же решают выделить финансы на разработку нового проекта XCOM. Вы становитесь её командиром. Ваша задача-отбить нападение пришельцев и защитить родную планету. На словах это звучит очень просто, но на деле этот путь освобождения планеты имеет кучу мелких нюансов, из-за которых XCOM: Enemy Unknown является не просто еще одной TBS, а одной из лучших представителей жанра за последние много-много лет.
Сюжет не сильно важная часть игры. Он присутствует лишь для двух целей, что бы на середине игры вы вдруг не почувствовали то, что ваши действия не сопровождены хоть какими-то интересными кат сценами и что бы ваши действия (с логической точки зрения) хоть сколько то были мотивированы. Гораздо важнее здесь геймплей. Он делится на две составляющие: глобальную на базе, и тактическую на поле боя. В первом вы должны улучшать базу, строить спутник для наблюдения за поверхностью земли и перехватчиков для каждого отдельного региона, экипировать бойцов, проводить исследования и так далее. Все это очень сильно взаимосвязано. Если убрать одну из многих составляющих логической цепи, все дела пойдут к чертям, и вы с большой вероятностью можете завалить кампанию.
Выглядит это следующим образом: вы проводите исследование, например, на лучевое оружие. После того как технология изучена, в инженерном отсеке появляется то самое лучевое оружие, которым вы, в свою очередь снаряжайте ваших бойцов. Так же важно следить за количеством кадров в лаборатории и инженерном отсеке (помните, если вы не можете построить какую либо вещь, дело не только в деньгах или изучении технологий). Одним из самых главных компонентов в глобальном режиме являются страны и их финансовая (и не только!) поддержка. Если вы не будете выполнять желания совета и не вытаскивать их из беды, то они могут попросту разорвать договор о финансировании проекта, что может громко аукнутся вам в будущем. И таких нюансов очень много, но самое главное в игре всё-таки деньги. Их всегда не хватает, и приходят они всего раз в месяц. Притом, что вам их постоянно не хватает, ещё и совет жмёт каждую копейку, и в конце месяца вы получайте далеко не то, на что рассчитывали. Странами приходится жертвовать, и в итоге вы можете получит лишь половину из той суммы, на которую рассчитывали, что заставит вас срочно менять свои планы на будущее.
Поле боя
Другая, и пожалуй, основная часть игрового процесса, это тактические пошаговые манипуляции бойцами. Там тоже есть свои сюрпризы. По сути, вы лишь управляйте бойцами и уничтожайте враждебные силы лунатиков. Но на деле же всё гораздо интереснее. По началу игры вы имеете лишь базовое вооружение, и сражаться приходится осторожно, руки потеют больше, чем в большинстве игр вместе взятых. Со временем вы открывайте новое оружие и броню, но и на этом вам не дают успокоиться, потому что появляются новые типы врагов. На каждого врага есть свой подход, и от того, как вы распорядитесь своими бойцами зависит исход битвы. С солдатами нужно обращаться, как с месячным младенцем. Нужно заботится о его оснащении, не подставлять бойцов ради того что бы «выбить вон того сектоида из укрытия». При том рано или поздно рисковать приходится, и без жертв подчас не обойтись.
AI противника на поле боя впечатляет, хотя и оставляет некоторые претензии. С другой же стороны, если бы враги умели кидать гранаты на ранних этапах игры, вы бы явно не прошли кампанию дольше, чем на месяц. Так же они не особо пользуются флангами, если ваших бойцов и НЛО примерно равное количество. При том, что даже на поздних стадиях игры вы имеете очень солидный арсенал, проиграть в игре очень легко, достаточно один раз расслабится. Например, если рядом стоят два бойца и одного из них убивают, у другого волей-неволей может начаться паника. И тогда солдат может либо убежать, либо начать с испугу стрелять во врагов, а иногда и в своих бойцов, что в итоге может испортить вам весь бой. С другой же стороны, чем больше боец участвует в сражениях, тем больше он имеет опыта, а чем больше опыта, тем он менее восприимчив к панике.
И так во всём. Зато после жаркого боя, вы, со спокойной душой возвращайтесь на базу (если выиграли), занимайтесь постройкой сооружений, снова проводите научные исследования и так далее. При этом каждая из двух геймплейных составляющих XCOM ни разу не надоедает, а наоборот, подстёгивает играть снова и снова. По времени каждый из этих двух видов геймплея занимает достаточно времени и, несмотря на то, что кампания относительно недолгая, вы вряд ли почувствуйте недостаток в продолжительности.
И снова в бой
В игре есть неплохой, хоть и на данный момент сыроватый мультиплеер. Суть его в следующем: вы сражайтесь (капитан очевидность!) с живыми людьми, но при этом играйте не в кампанию с кооперативом, а в самих сражениях. Перед сражением выставляется лимит очков, за который вы покупайте бойцов и снаряжение для них (не напоминает один старый сетевой шутер?). И далее в бой. На поле боя происходит всё то же самое, что и в основной кампании, но при этом время ограничено (лимит времени выставляете вы сами).
И в нём есть пара неприятных нюансов: случаются глюки, баги, вылеты с серверов. Например, вы можете, спокойно перемещая бойца на джек паке банально застрять в воздухе, после чего двигаться не сможете вообще до конца партии.
В итоге XCOM: Enemy Unknown получилась самой, наверное, лучшей представительницей жанра TBS, со времён, Сivilization 5. Эту игру должен иметь в доме каждый поклонник жанра. Если вам никогда не нравились пошаговые стратегии, поверьте, никакая Цивилизация вам не предоставит лучший шанс на знакомство с ними. Здесь вы действительно будете беспокоится о проценте попадания и критического урона, и дрожать, когда выберете функцию быстрой перемотки времени.
Геймплей — 10/10
Графика — 9,0/10
Интерфейс и управление — 10/10
Звук и музыка — 9,5/10
Мультиплеер — 9,5/10
Вердикт — Перед нами возрождение Великой хардкорной стратегии 1994 года. Обязательная программа для всех игроков.
Итоговая оценка — 9,5/10
Автор: vladiman7