Рецензия на Yakuza Kiwami
У серии игр Yakuza довольно сложная судьба – по крайней мере, если говорить о релизах на западе.
После выхода 4ой части, Sega, глядя на продажи, решила, что они настолько малы, что вкладываться в перевод на английский просто невыгодно. На этом все могло и кончиться (серия продолжила бы выходить только в Японии, где с продажами гораздо лучше), но благодаря постоянным просьбам со стороны западных фанатов, Yakuza 5 попала в программу BuildingTheList, которая была запущена PlayStation с целью постараться угодить владельцам их консолей.
В 2017ом году, с ощутимым запозданием, до PS4 добрались аж две игры из серии – Yakuza Zero (приквел к первой части, которая выходила еще на PS2) и Yakuza Kiwami, о которой и пойдет речь.
Yakuza Kiwami – это бюджетный ремейк первой Yakuza, использующий тот же движок, что и Yakuza Zero. Под бюджетностью в данном случае подразумевается то, что игра, мало того, что почти полностью построена на моделях из Zero, так и разворачивается на тех же улочках Кабукичо, где многие уже успели побегать, когда играли в приквел. С другой стороны, все это учтено в цене (2000 с небольшим за диск в стилбуке), так что предъявлять претензии не тянет.
Игры серии Yakuza – это наваристые криминальные истории про харизматичных персонажей с сильным характером и твердыми убеждениями, приправленные забавным, иногда диким и не до конца понятным, японским юмором, льющимся на игрока из кучи сайд-квестов.
История Kiwami начинается с того, что Казума Кирью — подающий большие надежды лейтенант семьи Додзима, входящей в состав клана Тодзе, берет на себя вину в убийстве главы семьи, чтобы прикрыть своего лучшего друга. Отсидев в тюрьме десять лет и выйдя на свободу, он узнает, что патриарх клана убит на днях, друг, за которого он отбывал поруки, сильно изменился, а его возвращению мало кто рад.
Действие игры по большей части разворачивается на улицах Кабукичо – одном из кварталов Синдзюку (район Токио). Назвать его особо крупным достаточно сложно – оббежать все его улочки и дворы можно за 5-7 минут, но количеству разнообразных приключений, которые с легкостью находит тут себе Кирью, мог бы позавидовать даже Геральт.
Самым частым развлечением тут, конечно, являются уличные драки. Хулиганье, которое не прочь подзаработать, патрулирующая улицы якудза, быстро узнающая бывшего дракона Додзимы, и оборзевшая пьянь, готовая научить уважению, если случайно заденешь ее плечом в толпе – желающих помахать кулаками в Кабукичо более чем достаточно.
Но Кирью – настоящий мужик… Нет, точнее: Мужик. Хоть после отсидки он и растерял прежнюю форму, это не стало поводом прекратить его бояться. Имея в арсенале 3,5 боевых стиля, он готов показать кузькину мать любому. Стиль Brawler помогает разобраться с толпой рядовых противников – комбо-цепочки из обычных ударов и добивающим мощным, захваты и возможность уйти в блок. Rush подходит для ситуаций, когда среди атакующих есть здоровяки своими широкими атаками легко раскатывающими по асфальту, — быстрые удары и не менее резвое уклонение медленно, но методично позволяют достучаться и до таких, казалось бы, неуязвимых врагов. Ну а в случаях, когда вас окружили, но где-то неподалеку припаркован велосипед, стоит рекламный знак или лавочка, лучшим выбором будет Beast – тяжелые, широкие, медленные удары, сочетающиеся с возможностью на автомате схватить в руки подсвеченные окружающие объекты, раскидывают толпу просто на раз-два.
Все эти боевые стили приправлены Heat-приемами, которые привязаны к этакой шкале адреналина, быстро заполняющейся каждый раз, когда бьешь противника или удачно уклоняешься от удара (и, наоборот, начинает пустеть, если бьют Кирью). Когда адреналина достаточно, Кирью имеет возможность провести сильную атаку, привязанную к контексту текущей ситуации. Например, если включен стиль Beast, а в его руках велосипед, то он уложит им противника на землю, а затем прыгнет сверху, сделав же захват, когда выбран стиль Dragon (о нем попозже), можно провести мощный бросок врага через себя. Есть среди них и более полезные, которые помогут в схватках против более сильных бойцов, — способные обезоружить или пробить блок. Выискивание контекстов для различных Heat-приемов в какой-то момент превращается в этакую мини-игру, которой развлекаешь себя во время сражений с легкими противниками, чтобы затем применить полученные знания в тяжелых схватках.
В то время как во второй половине сюжетки сценарии битв и впрямь становятся сложнее, настоящим испытанием являются схватки в колизее и встречи с Маджимой. О последних, как раз, хочется поговорить отдельно. Горо Маджима, выступавший в роли протагониста Yakuza Zero, в Kiwami становится главным соперником Казумы Кирью и ищет любой повод, чтобы с ним сразиться. При этом от схватки к схватке он становится сильнее, а нападения с его стороны можно ожидать откуда угодно – Маджима готов переодеться в полицейского, спрятаться в мусорный бак, на время занять должность бармена или же просто подкараулить за углом. Но, черт возьми, этот психопат в леопардовом пиджаке настолько харизматичен, что встречи с ним, наоборот, ищешь. Впрочем, необходимость сражений с ним подкрепляется тем фактом, что практически только так можно прокачать новые навыки у стиля Dragon, который ощутимо похож на Beawler, но имеет свои преимущества.
Впрочем, одними драками дело не заканчивается. Свою популярность Yakuza обрела за все то, чем в ней можно заниматься помимо сюжетной кампании. Хоть Камурочо и не сопоставим по размерам с современными песочницами, количество доступных активностей завораживает. К вашим услугам – боулинг, бильяд, дартс, аркадные игровые автоматы, фотоавтомат, снимающий селфи, бары, кафе и мелкие закусочные, караоке и чемпионаты электро-машинок, продуктовые магазины и ломбард, аптека, бейсбол, хостесс-клубы (куда приходят пообщаться с девушками-компаньонками за бутылочкой шампанского), лайтовый стриптиз-клуб, подпольное казино, магазин оружия и простенькая карточная игра Месукинг, построенная на базе камень-ножницы-бумага. И это далеко не все…
У большинства активностей присутствует небольшая глубина. Для побед в чемпионатах электро-машинок нужно искать детали и собирать оптимальный билд под каждую из гонок. То же можно сказать и про Месукинг. Посещения хостесс-клубов частично напоминает визуальные новеллы – правильные ответы на вопросы собеседниц, а также заказ дорогущего алкоголя будут поднимать их уровень симпатии. Боулинг, хоть и прост по своей натуре, все-таки потребует рассчитывать подкрутку шара в зависимости от направления, скорости и веса шара, которые были выбраны перед этим. И т.д..
Но лишь только этим дело не ограничивается. На улочках Камурочо Кирью поджидает столько оригинальных сайдквестов, что их общая продолжительность не уступит длине самой сюжетки. В один момент героя могут попытаться споить, чтобы стащить деньги, а в другой он может обнаружить себя во время собеседования на должность стриптизера. Какой-то парень с улицы может вдруг попытаться набиться на роль подчиненного (репутация бывшего дракона Додзимы – это не хухры-мухры), или же странный тип с улицы может попросить подойти к женщине в черном, произнести пароль и купить у нее пакетик… В плане общего разнообразия сценариев, сайд-стори все же уступают тому, что было в Yakuza Zero (все-таки, многие из них были взяты из оригинала), но все равно заходят на ура.
Yakuza Kiwami наполнена контентом на 30 и больше часов прохождения. 15 из них займет главная кампания, остальное – ваше приключение на здешних улицах, от которого будет сложно отказаться – уж очень оно веселое и запоминающееся.
Kiwami, в целом, все же воспринимается слабее, чем Zero. Она, определенно, чинит некоторые ошибки – например, введение очков опыта, получаемых во время драк и выполнения сайд-квестов и используемых для прокачки навыков (в Zero для прокачки нужны были деньги, а добывать их было гораздо легче во время мини-игр, чем во время драк, что в какой-то момент лишало желания вступать в потасовки). Или же та же система «Маджима повсюду», пришедшая на замену бугаям-коллекционерам. Но, в то же время, количество мини-игр и качество побочных заданий говорят в пользу Zero.
Yakuza Kiwami стоит рассматривать как еще одну дозу Yakuza, потому что один раз полюбив эту серию, разлюбите ее уже крайне сложно. Для знакомства с серией пока что рекомендуется Yakuza Zero (но если вас привлекает ценник и новизна, то Kiwami – вариант не сильно хуже), а вот Kiwami – это уже логическое продолжение, кайф от которого будет гораздо больше, если вы будете улавливать отсылки на приквел.
Оценка: 8.5/10