Рецензия на The Witness
The Witness – новая игра от Джонатана Блоу, который так же является создателем Braid. Если вы знакомы с последней, то уже должны понимать, что стоит ждать как минимум что-то необычное (подход к головоломкам, как и саму концовку, в Braid, кроме как оригинальными, назвать просто не получается), если же нет, то знайте, вас действительно ждет что-то необычное.
Начать рассказ о Witness стоит с того, что обозначить ее жанр. Перед нами игра-головоломка. В то время как это не самый редкий жанр видеоигр в целом, наиболее обширно он обычно представлен именно на портативках, а на домашних консолях является достаточно редким гостем. При этом если определенные крупные представители жанра привыкли включать в себя сюжет (серии Portal, Professor Layton и др.), подача новых порций которого служит наградой игроку за решение очередной группы задачек, то Witness даже не думает на это опираться. Это не значит, что у игры нет никакой истории, но она, скорее, является одной большой абстракцией, и ее смысл может с легкостью пройти мимо. Впрочем, главным блюдом Witness являются именно головоломки, и если от вас не убегут их решения, то и идея, стоящая за игрой, не сможет от вас скрыться.
Основная механика загадок в Witness на первый момент достаточно проста, и ее тянет сравнивать с заданиями из детских журналов уровня: «Бедный ежик заблудился в лесу, помогите ему найти выход», где требуется провести непрерывную линию от начала до конца лабиринта. Большая часть задачек (повторюсь: большая часть – есть те, у которых несколько иной формат) представлены в форматке клетки (ее размер варьируется от задачи к задаче – порой она может быть 4 на 4, а порой и 7 на 7), на которой обозначена одна (или несколько позиций старта) и один (или несколько выходов). Цель – провести линию от начала до конца, соблюдя все правила.
Правила? Да, правила. Если первые задачек 10 и посвящены тому, чтобы научить игрока взаимодействию с терминалами и тому, как строить линию, то дальше, как только вы выйдете за ворота крепости, в которой обнаружите себя после старта, придется начать учиться новым вещам. Два первых правила, которые не так жалко раскрыть, это: а) линия должна пройти через все позиции, помеченные специальными точками, прежде чем прийти к выходу; б) линия должна разделить области так, что черные квадраты должны оказаться отдельно от белых.
Что интересно в случае с правилами, игра даже не думает учить вас чему-то в открытую. Она, скорее, сначала подкинет ряд простых терминалов с минимальным количеством вариантов возможных решений, а затем, когда вам покажется, что вы, вроде как, поняли, что именно от вас хотят, тут же повысит сложность – и вот тут уже и предстоит проверить, правильно ли вы интерпретировали данные вам подсказки. При этом обучающие панели все также будут вам доступны – к ним всегда можно вернуться и попробовать ввести другой вариант ответа, чтобы затем попытаться понять, почему он неверен или, наоборот, верен.
В то время как игра построена по принципу, что на острове, на котором вы находитесь есть несколько территорий (если застопорились в одном месте, можно всегда отправиться в другое), в каждой из которых расположены свои тематические задачки (а также есть ответвления, в которых используются правила сразу из нескольких уголков острова), полагать, что задачки в той или иной местности не развиваются в идее дальше стартового правила, не стоит. Только ты успеваешь усвоить стартовое правило, как к нему начинают прикручиваться добавочные условия или его вариации, которые игра тоже не думает проговаривать вам в слух, и которые тоже предстоит вычислять самому (благо, что намеки в сторону правильного решения игра умеет подавать как следует), и в конечном итоге даже сложно сказать, от чего получаешь удовольствия больше – от того, что решил очередную головоломку, или от осознания, что правильно разгадал значения очередных новых символов.
К слову, перемещение по самой игре происходит в перспективе от первого лица (и надо сказать, что реализована она не совсем удачно – у некоторых игроков спустя некоторое время она вызывает эффект укачивания), а все (ну, почти все…) задачки располагаются на расставленных в различных местах терминалах. При правильном (или одном из правильных) решении можно заметить, как заработал кабель питания, ведущий к следующему терминалу/открывающий доступ в новую область, где расположена еще одна группа терминалов, а после того как решена последняя тематическая загадка области можно увидеть, как включится… Впрочем, это, как и другие вещи, лучше увидеть уже вам самим.
Необходимость острова в качестве игровой площадки и перемещение по нему также обусловливается и тем, что в игре присутствуют головоломки, решение которых спрятано в окружение. Подобный тип загадок как привносит заметную свежесть, так и объясняет, почему Witness не может быть обычным набором задачек, доступ к которым можно получить из меню. Впрочем, помимо этих ответов, на острове есть и другие интересные вещи, на которые можно наткнуться, обыскивая все вокруг. К ним, например, относятся аудиозаписи, раскрывающие суть игры (перед их прослушивание рекомендуется включить субтитры, так как в текстах используется ощутимое количество терминологии).
Впрочем, какой бы замечательной ни была Witness, надо понимать, что заинтересовать она способна только тех, кто действительно любит жанр. Здесь нет места радости, которую испытываешь, когда получил новый уровень, отвесил врагу хедшот или пришел к финишу первым. Игра от начала и до конца является одним большим тестом смекалки, и ее не получается взять нахрапом – время от времени та или иная загадка оказывается совершенно непреодолимой, и приходится выключать игру, чтобы проветрить мозг и отвлечься на что-то еще, прежде чем на свежую голову повторить попытку (в то время как в интернете уже есть все ответы, решение все равно хочется найти самому – иначе просто нет смысла). Не самая дешевая цена за саму игру (которая, впрочем, полностью оправдана количеством и качеством контента) отпугивает не менее, особенно когда кажется, что просят ее за набор паззлов с линиями. Но надо понимать, что The Witness – это нечто большее. Это откровение жанра головоломок, заставляющее взглянуть на вещи под другим углом.
Оценка 9/10