Рецензия на Одни из нас (The Last of Us)
Шумиха, поднятая вокруг «Одни из нас», в купе с многочисленными максимальными баллами, напоминает о схожей ситуации с Bioshock Infinite. Безусловно, многие согласились с таковыми оценками последней и вознесли ее к рангу святых в кругу видеоигр. Абсолютно так же можно поступить и с «Одни из нас», – присоединиться к общему ликованию и громко восхвалять все ее сильные стороны. Но давайте так делать не будем и все-таки внимательно рассмотрим новое творение Naughty Dog.
Действие игры разворачивается в мире, встретившем конец света. Пускай это будет преувеличением, и человечество с лица Земли не исчезло, но в глазах тех, кому удалось пережить случившуюся катастрофу, все вокруг изменилось до такой неузнаваемости, что в пору было считать, будто они живут в аду.
Теперь главным на повестке каждого дня считается выживание, включающее в себя поиск пропитания и безопасного укрытия, где можно переночевать, не страшась того, что на тебя нападут зараженные или бандиты. Именно поэтому одни отправляются жить в карантинные зоны, где военные стоят на страже границ каждый день, и, вроде как, выдают минимальный пищевой паек, а другие либо путешествуют группами, в поисках еды и чего полезного, либо создают те самые банды, убивающие людей, дабы забрать их самое ценное имущество.
Одним из тех, кому необходимо как-нибудь дожить до завтра, является и Джоэл, который вместе со своей напарницей Тэсс занимается контрабандой, доставляя и вынося из Бостона то, о чем их попросят, за хорошее вознаграждение. В определенный момент он получает задание по транспортировке в определенное место одного важного товара, которым и оказывается Элли. С этой точки и начинается сие долгое и запоминающееся путешествие.
Уже упомянутое выживание – главная тема игры, поэтому желающим испытать его в ощутимой мере рекомендуется пройти кампанию как минимум на тяжелой сложности. Любителям проходить, не напрягаясь, здесь, конечно, тоже будет чем заняться, но вот то самое напряжение, которым пропитаны более двух третей игры испытать в должном количестве не получится.
Напряжение? Да, все верно. Хоть «Одни из нас» и заявлен просто как survival-action (экшн на выживание), но страх и ощущение опасности сквозят просто отовсюду. Подобных чувств не испытываешь даже при игре в Dead Space или Resident Evil, в жанрах которых числится хоррор. Малое количество патрон, быстро убывающая полоса здоровья, в случае начала стычек в открытую, правильные «зомби», тут же кусающие героя в том случае, если он подпустил их в плотную к себе (что, естественно, сразу приводит к Game Over), темные помещения, в которых ни черта не видно даже с включенным фонариком – все это вместе работает так, что практически каждую локацию изучаешь с огромной осторожностью, ожидая, что за очередным поворотом может оказаться одно из двух здешних зол.
Отношение к зараженным и людям-врагам в игре постоянно меняется, от чего сначала больше ненавидишь и боишься одних, а затем других. При первой серьезной стычке с тремя щелкунами, когда патрон практически нет, и прицел, при попытке стрелять, порядком водит, а убить их в рукопашную без хоть какого-либо оружия, будь то хоть деревянная палка или бита, нельзя, просто мечтаешь о том, чтоб на месте этих троих оказались люди – тех хотя бы можно по-тихому убрать, не используя нож, который поначалу хватает лишь на одноразовое убийство, а даже если вас заметят, то это еще не значит, что убьют с одного удара.
Затем, когда в кой-то веки получается раздобыть хоть какой-то арсенал из оружия и немного его прокачать, оказываешься в ситуации, что в случае провала попытки тихого убийства тебя услышат/увидят человек пять бандитов. И даже если они не успеют расстрелять Джоэла тут же, и тот скроется за укреплением, они очень постараются обойти и окружить его так, что отбиться будет крайне тяжело. Просто побежать на врага, отвесить ему пару добрых ударов, и затем спрятаться здесь не получится как из-за отсутствия регенерации, так и по другим причинам. Например, в виду того, что практически каждый второй выстрел противника бьет в цель, когда вы слишком открываетесь, а максимальный запас здоровья (это уже очень хорошо, если вам было до этого чем подлечиться) иссякает спустя четыре попадания из пистолета или два из ружья. Иногда враги даже умудряются поймать героя во время перевязки, бросив туда, где он прячется коктейль Молотова. «Что ж, шах и мат» — думаешь в этот момент и начинаешь переигрывать сцену снова. Примечательно и то, что некоторых битв можно избежать, просто пройдя мимо врагов – в определенных ситуациях это будет лучшим выходом.
Разумеется, что одними сражениями все не заканчивается. Помимо этого необходимо как следует исследовать местные локации. Конечно, к этому игрока никто не принуждает, но вы будете сами благодарны себе за то, что нашли вон тот кусок тряпки и тот антисептик, когда вместе соберете из них аптечку или же коктейль Молотова, хорошо помогающий в сражении с зараженными. Разрывная бомба с гвоздями, реагирующая на приближение врага и собирающаяся подобным образом, но уже из других деталей, так же не раз спасет героям жизнь. А уж найти где-то таблетки или детали для прокачки оружия еще более ценно. В первом случае с помощью них можно прокачать персонажа, повысив ему, например, максимальный запас здоровья, дальность слуха (помогает определять местоположение врагов) или же повысить точность прицеливания (а вот это уж просто бесценно). Ну а когда дело доходит до прокачки оружия в специально отведенных под это местах, то возможность увеличить объем магазина дробовика вместе с его дальнобойностью резко повышает шансы выжить в последующих перестрелках.
На фоне всех этих вещей развивается история Джоэла и Элли, меняющих отношение друг к другу по ходу игры. История о том, как два незнакомых человека затем становятся семьей за время своего путешествия рассказана на отлично. В игре полно запоминающихся моментов, постановка которых временами просто поражает. «Одни из нас» очень четко дает ощутить, как к концу пути измотался и постарел Джоэл, а Элли стала самостоятельной. В то, как взрослеет и матереет последняя, веришь гораздо сильнее, чем в становление новой (перезапущенной) Лары Крофт тем, кем мы знали ее по предыдущим играм.
Интересна «Одни из нас» и тем, что во время ее прохождения особо не испытываешь радости. Игра погружает, игра завлекает, но вот позитивных чувств во время ее прохождения практически не испытываешь. Наверно, именно поэтому моменты здешнего спокойствия приобретают в цене. Ведь только тогда ты успеваешь посмотреть на красоту леса, на то, как лучи солнца играют на кирпичной стене, через которую проросла зелень, захватившая практически все вокруг. Создается ощущение того, что мир просто перезапустили, и спустя какое-то время эволюция начнется по-новому.
Вот в этот момент надо заканчивать обзор, подводить итог и ставить игре 10 баллов, но мне предстоит сказать кое-что еще.
«Одни из нас» не идеальна. И список ее проблем достаточно значителен, чтобы на них можно было закрыть глаза. Первая группа проблем связана с искусственным интеллектом как врагов, так и союзников. Противник, например, по какой-то причине совершенно не стреляет в Элли, которая, наоборот, может взять и бросить в бандита кирпичом. Схожая проблема и со стэлсом – запоздавший за вами союзник может на карачках пробежать прямо перед врагом, а тот его совершенно не заметит. Понятное дело, что разработчики не хотели, чтобы из-за оплошностей ИИ компаньонов страдал сам игрок, но почему тогда встречаются моменты, когда меня еще не успели заметить, а Элли берет и кидает во врага бутылку, срывая напрочь всю маскировку, мне не понятно. Забавно, что те же противники, ближе к концу игры начинают страдать болезнью «не хочу покидать прописанный под меня периметр», доходящей до абсурда – можно подстрелить одного из них на глазах у всех и убежать в другую часть здания, в то время как остальные выжившие начнут, не переставая, носиться по своей территории, совершенно не желая успокаиваться. Один раз я даже умудрился попасть стрелой во врага, сидящего на блокпосте, а он взял и просто не среагировал на это, за что был убит второй стрелой, спустя пятнадцать секунд. И тупит ИИ противника не так уж и редко и не только в этих ситуациях.
Вторая группа проблем состоит из деталей, рушащих атмосферу. И сюда можно отнести как прописанные сценки, когда у Джоэла включается режим бесконечных патрон, так и то, что во второй половине игры элемент выживания несколько ослабевать – умудряешься таскать с собой по три аптечки и полный запас бомб. Начинают глупо выглядеть моменты, когда не можешь взять больше 10 патрон к оружию, которым пользовался меньше всего, в то время как боезапас других по нулям.
Конечно, в «Один из нас» поиграть должен каждый, но в итоге происходящее с ней (касательно журналистских оценок) представляет собой ситуацию, когда футбольная команда забивает в матче решающей гол, но при просмотре повтора замечаешь, что нападающий подыграл себе рукой. И даже если эта команда провела матч лучше другой и постоянно атаковала, гол то, по факту, забит все равно не был. Но, даже если команда не одержала победу, сама игра была все равно яркой, а зрителям было на что посмотреть, так что недовольных, в конце концов, быть не должно.
Оценка: 9,2/10
Автор: Level5